В последнее время в нашем обиходе появляются термины, обозначающие новые направления деятельности и даже новые профессии. Как правило, мы не фиксируем на них свое внимание, разве что удивляемся странным названиям. Однако, иногда, эти новые термины «всплывают» вместе с темами, что нас волнуют в данный момент и заставляют искать решения. И тогда приходится останавливаться, разбираться в сути и тонкостях.
Цель данной статьи – прояснить один из таких терминов – Медиация, поскольку к нам неоднократно обращались с запросами такого рода, а также, обозначить ключевые моменты, почему Медиация так необходима в бизнес-среде.
Наверняка вы сталкивались с такими понятиями как «разногласия партнеров», «конфликт в коллективе, совете директоров или между собственниками», «урегулирование споров», «взаимные претензии сторон», «помощь посредника в переговорах», «финансовые потери от затянувшихся переговоров», «репутационные риски в конфликте», «deal making mediation» и т.д., список может быть бесконечным.
Возможно, это – актуальная для вас тема сегодня. Я хочу прояснить понимание термина и самой процедуры, а также, помочь вам в разрешении своих вопросов.
Корнями процедура мирного разрешения конфликтов и споров уходит в древние времена, Древний Рим в частности. В современном понимании медиация начала развиваться с середины XX века. В России на данный момент действует Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Итак, что такое – Медиация?
Медиа́ция — это один из способов альтернативного урегулирования конфликтов (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом сами стороны полностью контролируют процесс обсуждения, принятия договоренностей по урегулированию спора и условия его разрешения.
В бизнесе медиация реализуется двумя способами: внутренними специалистами в области разрешения конфликтов (чаще это сотрудники HR департамента, реже - руководители), или при помощи профессиональных посредников, которых приглашают для урегулирования конфликтных ситуаций. В каждом из подходов есть свои плюсы и минусы, о которых мы поговорим в отдельной статье.
А пока давайте обсудим, за счет чего Медиация работает и где она применима?
Посредник-медиатор – это не консультант и не судья. Он выступает как незаинтересованная нейтральная сторона. В его задачи входит управление дискуссией, применение специальных знаний и навыков, чтобы снизить эмоциональный градус, раскачанный историей самой ситуации и действиями сторон в ней. Это помогает сторонам более широко разобраться в сути возникшей проблемы, прояснить интересы и выявить потребности (свои и оппонента), после чего действовать в направлении урегулирования спора. Мой опыт показывает, что проработка эмоционального фактора, это шаг, продвигающий решение конфликта на 70% и более.
В бизнесе, когда «на кону» порой стоят репутация компании, огромные деньги за интеллектуальную собственность, владение компанией или брендом, ответственность перед акционерами или высшим руководством за финансовые показатели, и тому подобные факторы, очевидно, что возникают предпосылки для эмоциональных бурь. И, к сожалению, затор в разрешении подобных конфликтов, как видно из примеров моей, а также, мировой практики, ведет к еще большему усугублению эмоций и финансовых потерь.
Если мы заболели, у нас есть две тактики – лечиться самим или идти к специалисту. Равно, как мы получаем два варианта исходов этих тактик, за которые мы готовы нести ответственность. В контексте этой статьи обращение к врачу это – обращение к медиатору.
Медиатор помогает там, где важно сохранение и развитие компании, сохранение взаимоотношений между собственниками, партнерами или в команде ТОП-менеджмента как минимум для того, чтобы в дальнейшем получать прибыль и вести для этого конструктивный диалог, реализовывать актуальные изменения в компании для сохранения конкурентоспособности, в т.ч., проводить реструктуризации, сохранять лучших профессиональных сотрудников, создавать «здоровые» коллективы, внутри которых вопросы обсуждаются открыто, без выпадения в конфликт и деструкцию.
Процесс урегулирования конфликтных ситуаций всегда основывается на следующих принципах:
- Добровольность
- Конфиденциальность
- Взаимоуважение
- Равноправие сторон
- Нейтральность и беспристрастность
- Прозрачность
Более подробно я раскрою эти принципы в отдельной статье, так как они достойны детального рассмотрения. А пока давайте проясним «крупными мазками», как работает Медиация?
Урегулирование конфликтных ситуаций имеет определённые условия и правила ведения процедуры, очерёдность действий, фаз. Именно это обеспечивает ее успех.
Медиация может проводиться:
- «за круглым» столом при одновременном участии сторон конфликта, - в формате «закрытых комнат», когда каждая из сторон занимает отдельное помещение и работает параллельно, при этом медиатор фактически является посредником в обсуждении и передаче информации
- в смешанном формате.
Длительность процедуры строго не фиксируется, всегда обсуждается. Возможны несколько встреч по 2-3 часа каждая за несколько дней, или работа в течение полного дня до получения результата.
Более подробно я опишу пошаговый процесс Медиации в отдельной публикации. Если вы находитесь в ситуации сложного или затяжного конфликта, вы можете обратиться за профессиональной помощью уже сегодня.