Найти тему

Что такое МЕДИАЦИЯ

В последнее время в нашем обиходе появляются термины, обозначающие новые направления деятельности и даже новые профессии. Как правило, мы не фиксируем на них свое внимание, разве что удивляемся странным названиям. Однако, иногда, эти новые термины «всплывают» вместе с темами, что нас волнуют в данный момент и заставляют искать решения. И тогда приходится останавливаться, разбираться в сути и тонкостях.

Цель данной статьи – прояснить один из таких терминов – Медиация, поскольку к нам неоднократно обращались с запросами такого рода, а также, обозначить ключевые моменты, почему Медиация так необходима в бизнес-среде.

Наверняка вы сталкивались с такими понятиями как «разногласия партнеров», «конфликт в коллективе, совете директоров или между собственниками», «урегулирование споров», «взаимные претензии сторон», «помощь посредника в переговорах», «финансовые потери от затянувшихся переговоров», «репутационные риски в конфликте», «deal making mediation» и т.д., список может быть бесконечным.

Возможно, это – актуальная для вас тема сегодня. Я хочу прояснить понимание термина и самой процедуры, а также, помочь вам в разрешении своих вопросов.

Корнями процедура мирного разрешения конфликтов и споров уходит в древние времена, Древний Рим в частности. В современном понимании медиация начала развиваться с середины XX века. В России на данный момент действует Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Итак, что такое – Медиация?

Медиа́ция — это один из способов альтернативного урегулирования конфликтов (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом сами стороны полностью контролируют процесс обсуждения, принятия договоренностей по урегулированию спора и условия его разрешения.

В бизнесе медиация реализуется двумя способами: внутренними специалистами в области разрешения конфликтов (чаще это сотрудники HR департамента, реже - руководители), или при помощи профессиональных посредников, которых приглашают для урегулирования конфликтных ситуаций. В каждом из подходов есть свои плюсы и минусы, о которых мы поговорим в отдельной статье.

А пока давайте обсудим, за счет чего Медиация работает и где она применима?

Посредник-медиатор – это не консультант и не судья. Он выступает как незаинтересованная нейтральная сторона. В его задачи входит управление дискуссией, применение специальных знаний и навыков, чтобы снизить эмоциональный градус, раскачанный историей самой ситуации и действиями сторон в ней. Это помогает сторонам более широко разобраться в сути возникшей проблемы, прояснить интересы и выявить потребности (свои и оппонента), после чего действовать в направлении урегулирования спора. Мой опыт показывает, что проработка эмоционального фактора, это шаг, продвигающий решение конфликта на 70% и более.

В бизнесе, когда «на кону» порой стоят репутация компании, огромные деньги за интеллектуальную собственность, владение компанией или брендом, ответственность перед акционерами или высшим руководством за финансовые показатели, и тому подобные факторы, очевидно, что возникают предпосылки для эмоциональных бурь. И, к сожалению, затор в разрешении подобных конфликтов, как видно из примеров моей, а также, мировой практики, ведет к еще большему усугублению эмоций и финансовых потерь.

Если мы заболели, у нас есть две тактики – лечиться самим или идти к специалисту. Равно, как мы получаем два варианта исходов этих тактик, за которые мы готовы нести ответственность. В контексте этой статьи обращение к врачу это – обращение к медиатору.

Медиатор помогает там, где важно сохранение и развитие компании, сохранение взаимоотношений между собственниками, партнерами или в команде ТОП-менеджмента как минимум для того, чтобы в дальнейшем получать прибыль и вести для этого конструктивный диалог, реализовывать актуальные изменения в компании для сохранения конкурентоспособности, в т.ч., проводить реструктуризации, сохранять лучших профессиональных сотрудников, создавать «здоровые» коллективы, внутри которых вопросы обсуждаются открыто, без выпадения в конфликт и деструкцию.

Процесс урегулирования конфликтных ситуаций всегда основывается на следующих принципах:

  • Добровольность
  • Конфиденциальность
  • Взаимоуважение
  • Равноправие сторон
  • Нейтральность и беспристрастность
  • Прозрачность

Более подробно я раскрою эти принципы в отдельной статье, так как они достойны детального рассмотрения. А пока давайте проясним «крупными мазками», как работает Медиация?

Урегулирование конфликтных ситуаций имеет определённые условия и правила ведения процедуры, очерёдность действий, фаз. Именно это обеспечивает ее успех.

Медиация может проводиться:

  • «за круглым» столом при одновременном участии сторон конфликта, - в формате «закрытых комнат», когда каждая из сторон занимает отдельное помещение и работает параллельно, при этом медиатор фактически является посредником в обсуждении и передаче информации
  • в смешанном формате.

Длительность процедуры строго не фиксируется, всегда обсуждается. Возможны несколько встреч по 2-3 часа каждая за несколько дней, или работа в течение полного дня до получения результата.

Более подробно я опишу пошаговый процесс Медиации в отдельной публикации. Если вы находитесь в ситуации сложного или затяжного конфликта, вы можете обратиться за профессиональной помощью уже сегодня.