Найти тему
Остановите пленку

"Полёты во сне и наяву" - фильм вне времени и пространства

Здравствуйте!

В очередной раз посмотрела фильм Романа Балаяна "Полёты во сне и наяву" 1982 года. В детстве мне это кино казалось скучным и неинтересным, тем более, что полётов там никаких не было, да и снов тоже, одна явь. Много позже, достигнув возраста главного героя, увидела фильм новым взглядом, неожиданно для себя остро почувствовав состояние этого взрослого мальчика.

Сергей Макаров (одна из лучших ролей Олега Янковского)
Сергей Макаров (одна из лучших ролей Олега Янковского)

У Сергея Макарова объективно есть всё, чтобы быть вполне счастливым человеком. Есть работа в архитектурном бюро, добрый и понимающий начальник - друг и однокурсник Сергея. Есть семья - жена и маленькая дочка. Есть давняя подруга-ровесница, для которой Макаров остаётся главным мужчиной в жизни, хотя их роман закончился много лет назад. И даже молоденькая подружка, в которую он вроде как влюблён.

Лариса - давняя подруга Макарова (Людмила Гурченко)
Лариса - давняя подруга Макарова (Людмила Гурченко)

Но это объективно. А субъективно Сергей, через три дня которому стукнет сорок - полжизни уже прожито, совершенно не чувствует себя счастливым. "Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята...", почти как у Высоцкого.

Нелюбимая работа не приносит никакой радости, только знай себе, отсиживай с 9 до 6, да рисуй не особо кому нужные чертежи, всё равно ничего интересного по этим чертежам не построят. С женой, по его словам, Макарова "не связывает ничего, кроме долга", а с подружкой - "всё, кроме долга". И уйти бы, что ли к этой подружке, но Сергей - человек неглупый и понимает, что это явно не та женщина, ради которой можно бросить семью. И единственное, что греет его сердце - это маленькая любимая дочка.

Сергей с юной подружкой
Сергей с юной подружкой

А ещё какая-то давняя история с мамой, которую он не видел пять лет. То ли мама обидела чем-то взрослого мальчика, то ли сын - маму, но найти в себе решимости просто даже написать ей письмо Сергей не может.

И Сергей совершенно не понимает, что ему дальше со всем этим делать. Хотелось бы куда-то уехать от всего этого или улететь, но летает он лишь во сне, а в жизни - только с тарзанки в холодную воду.

Да, конечно, главный герой фильма не самый правильный человек и поступает, мягко говоря, не всегда красиво по отношению к своим близким. Но почему-то так остро воспринимаешь его душевную боль и отчаяние за маской натужного веселья - ведь он всегда был весельчак и заводила, душа компании. Такой жизнерадостный, порхающий, всеми любимый Костик из "Покровских ворот". Только вот жизнь расставила всё по местам и нет больше сил для постоянного веселья, ушло оно куда-то, прихватив с собой смысл этой жизни.

Сергей в конце фильма
Сергей в конце фильма

Да, многие скажут, он сам во всём виноват и жалеть его не за что. И даже будут правы. Особенно так скажут люди "правильные", всё знающие лучше других, те, кто видит только "чёрное" и "белое". Но жизнь состоит ещё из множества оттенков. И чеховский "плохой хороший человек" тоже имеет право на существование.

Когда фильм вышел на экраны, многие восприняли его чуть ли не диссидентским. Якобы персонаж Янковского - лишний человек времени брежневского застоя, из которого он никак не может выбраться. Но мне кажется, что в наше время таких неповзрослевших сорокалетних мальчиков стало ещё больше. И дело тут совсем не времени, и не в конкретном месте, где происходит действие фильма. А, возможно, в нежелании таких мальчиков брать на себя ответственность и наконец-то взрослеть. Хотя и застой, именуемый теперь почему-то "стабильностью", тоже, по правде говоря, никуда не делся.

Поэтому снятый почти сорок лет назад фильм совершенно не потерял актуальности. И всегда будет понятен тем, кому близки вот эти строки Виктора Цоя:

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль? ...

А вам нравится фильм "Полёты во сне и наяву"? И как вы относитесь к главному герою?

Спасибо вам за внимание и до встречи!