Найти в Дзене

Сквозь немытую посуду к Достоевскому и христианству

Однажды, разогревая себе обед, у меня вышла довольно занимательная сковородка. Это навеяло некоторые размышления. Спешу поделиться ими с Вами.

„Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.“
Ф. М. Достоевский

Вероятно, Фёдор Михайлович говорил, в том числе и об этом. Когда от заполонившей рутинной суеты: работа-дом-учеба, абсолютно не хватает ни сил, ни времени на приобщение к прекрасному. Когда не можешь выкроить день, чтобы посетить музей или театр. А отвести душу с книгой выходит от силы по две-три страницы перед сном.

И поэтому не удивительно, что объектом созерцания может стать едва опустошенная, не мытая сковородка. Человеческое естество требует красоты, а если это чувство развито весьма, то и простирается далеко за границы обыденных вещей: лиц, природы, одежды, интерьера.

„Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.“
Андрей Тарковский

Мы часто говорим о том, насколько нынешний мир жесток, едва задумываясь о причинно-следственных связях. Здесь можно просто подвести черту, сказав, что виной тому влияние быстрорастущей цивилизации, цифрового порабощения и прочего. Вполне вероятно, что все именно так и есть, но в таком случае разговор здесь получился бы короткий и неинтересный. Мне же хочется предположить, что дело в чрезвычайной нехватке красоты. Красоты не напускной – подлинной, вызывающей не тщеславие и зависть, а почтение и благоговение.

Мы многого не видим или не замечаем. А хуже всего, что зачастую отдаем предпочтение не тому, что действительно того заслуживает. От этого страдает качество человеческой жизни. И качество самого человека наконец. Чего стоит, например, вместо очередного популярного ролика, посвятить свободную минуту чтению незнакомого произведения Оруэлла, Брэдбери или Чехова? Или же, вместо того, чтобы листать нескончаемую ленту, подетальней ознакомиться с творчеством гениев, вроде Альбрехта Дюрера, или хотя бы художников авангарда?

Не спорю, на просторах интернета, в любой из социальных сетей, содержится колоссальное количество полезного контента. Только пользы от непрестанно увеличивающихся потоков информации все меньше. Вопрос о “клиповом мышлении”, уже вот-вот переквалифицируется из злободневных в вечные. А работать с большими объемами текста, большинство все чаще способно лишь из-под палки.

Но это все - только полбеды. Многим это просто не нужно, да и вовсе не интересно. Вероятно, всё устраивает. Тогда и говорить не о чем. А ведь ещё есть красота манер и поведения. Внутреннего мироощущения и отношения к ближнему. И это, по моему личному мнению, как раз то, что способно привнести частичку истинного благолепия в самый обыденный момент нашего существования. А значит, сделать жизнь несколько лучше.

Есть известная в церковной среде притча о добром самарянине, что приводит Спаситель, дабы указать, кто есть ближний, к которому, по заповеди, следует относиться, как к самому себе. Некоторый иудей, идя по пустынной дороге, был настигнут разбойниками, тут же ограблен и избит. Той же дорогой случилось проходить одному за другим, двум священнослужителям народа израильского. И оба избитого прошли мимо. Следом за ними, тем же путем, выпало следовать некоему самарянину, представителю национальности, среди иудеев находившейся не в чести. Но именно он остановился и помог страждущему, залечив раны и отвезя в гостиницу.

Во всяком библейском сюжете можно выудить тысячи различных, лишь косвенно связанных между собой, смыслов. Здесь можно говорить и о лицемерии духовенства, национализме и прочем. Тем не менее, главное здесь другое. Христос, отвечая на вопрос “кто есть мой ближний?”, прямо указывает на тех, кому мы можем чем-то помочь. И отнюдь не на тех, кто может быть мил, люб или полезен. И не ждать от этого взаимности.
Подлинное добро, как и любовь – явление самодовлеющее. Не требует признания, оценки, сравнения. К тому же, не ходит под руку со всякой скверной, вроде осуждения.

Как пример, Достоевский не только никогда не проходил нищего, чтобы не подать чего-нибудь, но непременно вел оного к себе домой, если “чего-нибудь” не оказывалось под рукой. А известный режиссер Алексей Балабанов, мог запросто привести к себе с улицы бомжа, просто так, на просмотр фильма. И даже как-то не обращал внимание на то, что бутерброды гостю куда больше по душе, чем кино.

Причем же здесь красота, искусство в конце концов? Твори добро, не будь равнодушным к чужому горю – и "праведен будеши". Все так. Но в данном эссе, мне хочется сказать по-другому. Сегодня, в суете мимолетных будней, когда нет ни сил, ни времени, чтобы прикоснуться к прекрасному… всегда существует возможность, и даже больше – обязанность, украсить обыденность добрыми делами.

И в этом, пожалуй, заключается совершенство, идеал. Ибо как бы ни было безмерно высоко искусство, его роль в жизни большинства людей ничтожно мала. Оно может радовать глаз, но быть в корне непонятным. Восторгать большинство, а вдохновлять – единицы. Без маломальской подготовки искусство, зачастую бесплодно. А доброе отношение всякому человеку любо. Неграмотному простолюдину и дипломированному менеджеру. Скромной девице и раскрепощенной барышне. Прости меня Господи, даже бессловесные животные реагируют на добро не меньше, чем люди.

-6

Раньше воздух был чище, люди - добрее, а небо - голубее. Но и равнодушные законники, и праведники из числа нацменов и нищих были всегда. И речь в приведенной пословице ведется далеко не о процентном соотношении первых и вторых. Только почему-то сейчас, на дороге, если и встретится человек, нуждающийся в помощи, значит очередной пропойца. И далеко не каждый из них примет протянутую руку. А от представителей нацменьшинств скорее получишь сам, нежели от кого-то схлопочут они.

Я не хочу выступать в роли проповедника. Разве только самую малость. И никого сейчас не призываю бежать в инвалидные и детские дома, хосписы. Хотя и это для каждого из нас может стать незаменимым, бесценным опытом. Сейчас я лишь смею предложить, в любой из дней осмотреться вокруг и обратить внимание, кому хоть самым незначительным образом можно помочь. Без какой-либо выгоды для себя. Просто так. Быть может, этот недотепа-новенький на работе или та докучливая старушонка, что хочет поговорить… Мы многого не видим и не замечаем. А некоторые мелочи нам хоть и обходятся недорого, за то результат от них бесценен. Как вежливость, например.

Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский

“Красота спасет мир” – цитата Федора Михайловича, которую он повторяет в нескольких своих произведениях. Значит, это особенно важно. Повторю его и я, тем самым ставя точку в своих пространных рассуждениях. Так или иначе, Достоевскому хочется верить, как никому другому. Особенно сегодня, особенно в разговоре на такую тему. Может, и нам удастся приобщиться к той силе, что спасет этот заблудившийся мир. Именно здесь и сейчас.

Читайте еще: https://web.telegram.org/#/im?p=@murinwrite