Добро пожаловать на официальный канал Библиотеки имени Фурцевой!
16 ноября 1945 года, ровно 75 лет назад в Лондоне правительства 37 государств приняли решение о создании Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – и это стало одной из самых важных точек в вопросах защиты мирового культурного и исторического наследия за всю историю человечества.
Фактически ЮНЕСКО стало воплощением идеи ценности человеческой жизни как главной точки отсчёта всего миропонимания, к которой пришли большинство правительств всего мира после самой страшной и разрушительной войны в истории.
Целью ЮНЕСКО было названо «содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».
Сегодня, спустя 75 лет со дня основания, в ЮНЕСКО входит больше 190 государств-членов и задачи этой организации не ограничиваются строительством школ в малообразованных и разорённых военными конфликтами и местными проблемами странах и научными публикациями, главной целью остаётся популяризация и продвижение идеи о возможности и необходимости достижения мира во всём мире.
ЮНЕСКО борется с дискриминацией любого рода, изучает социальные науки и национальные культуры, традиции и практики, готовит национальные кадры, занимается вопросами океанографии и биосферы, а с 2008-го года особое внимание уделяется Африке и проблемам социального и гендерного неравенства.
30 лет назад, в 1990-м в Таиланде прошла Всемирная конференция по образованию для всех, на которой ООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный банк приняли проект «Образование для всех», поставив перед собой амбициозную, но очень важную цель «универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 году.
Увы, справиться с безграмотностью к установленной дате не получилось, сроки были перенесены, а цели скорректированы до «обязательного бесплатного начального образования, равенства полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, удовлетворения образовательных потребностей молодёжи и взрослых, а также повышение грамотности взрослых».
Отдельно отмечалось равнодушие многих политических систем к проблемам образования и невозможность достичь цели всеобщей образованности пока дети и школьники оказываются вовлечёнными в вооружённые конфликты.
Одним из самых важных документов для ЮНЕСКО является Всеобщая декларация прав человека, включающая в себя 30 важнейших статей-концепций, которыми должны руководствоваться люди всего мира, в числе которых:
- Статья 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»;
- Статья 2: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»;
- Статья 7: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации»;
- Статья 12: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»;
- Статья 26.2: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Многими выдающимися умами современности и прошлого образование понималось как единственная возможность достичь гуманизации и мира во всём мире, и книги, библиотеки, чтение и изучение трудов и мыслей великих, безусловно, являются важнейшей частью образовательного процесса, который не должен останавливаться ни на один день.
Читайте хорошие книги, подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки нашим статьям – мы работаем для Вас и во имя всеобщего образования для всех!