База для немецких субмаринам
Появление немецких подводных лодок в арктических водах и заливах Тюменской и Красноярской областях, не случайны. До нападения нацистской Германии на Советский Союз разведчики немецкого ВМФ для наблюдения за восточной частью Баренцева моря имели только радиопеленгаторную станцию в Киркенесе. Однако Карское море оставалось для них неведомым. Поэтому уже через два года на остраве Земля Александры (западная часть Земли Франца-Иосифа) была создана 24-я база метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине. Сведения о погоде в арктических районах были истключительно важны, так как она оказывала огромное влияние на формирование воздушных фронтов над всей Европой.
Гросс-адмиралу Деницу и его специальному отделению «Б-Диентс» требовался береговой пост радиоразведки где- нибудь на Новой Земле, а еще лучше на берегу Карского моря, чтобы можно было постоянно наблюдать за советскими судами.В александровском «лежбище» германские подводники имели все для обеспечения нормальной жизнедеятельности – казармы, продовольственные, топливные и оружейные склады, а так же небольшую ремонтную мастерскую. Наверху были построены два комфортабельных коттеджа. Все было рядом – в двух шагах от причалов немецких субмарин. И все же эти радиопеленгаторные службы находились слишком далеко от Северного морского пути.
Кроме того, по одной из версий, немцы планировали использовать все базы как исходные точки для подъема вверх по течению Оби и Енисея с целью внезапного захвата территории Западной и Восточной Сибири. Они были замечены на полуострове Таймыр.
Фронтовые сводки
Уже через семь дней после объявления войны экипажи Северного флота выполняли ответственные рейсы по доставке боеприпасов, оборудования метеостанций, продовольствия для зимовщиков и многое другое. Они подвергались постоянной опасности торпедирования подводных лодок и ударов немецких самолетов с воздуха.
Первой жертвой немецких подводников в августе 1942 года стали грузовой пароход "Куйбышев" и буксир "Медвежонок", ледокол
«Александр Сибиряков». На нем погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.
В начале августа 1944 года германское командование в помощь крейсеру «Адмирал Шеер» направляет «подводную стаю» «Грайф» (подлодки U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах морских путей: восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Скрытность своих действий немцам не удалось сохранить – уже 10 августа одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. Тревогу объявили на следующий день по всему Северному морскому пути, предприняли меры предосторожности. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения одного из самых трагических событий в истории Великой Отечественной войны в Арктике – гибели кораблей арктического конвоя БД-5.
Трагедия в точке 73°22’N – 66°35’E
Трагедия произошла в 60 милях от острова Белый. Погода благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря – 2--3 балла, небо – безоблачное, видимость – хорошая. 8 августа 1944 года из Архангельска вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» (БД-5). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9 083 тонн). На борту находились 354 человека (по другим данным – 359): экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе 16 женщин (по другим данным – от 116 до 125) и 20 детей (по другим данным – 24). В числе пассажиров -- 116 военнослужащих БВФ и 236 вольнонаемных работников ГУСМП и Севспецстроя. Часть пассажиров составляли заключенные, направленные для работы в «Нордвикстрой». Команда парохода «Марина Раскова» насчитывала 51 человек, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе разместилось более 6 000 тонн грузов для создаваемой Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» назначен опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки: АМ-114 (капитан – И.О. Панасюк), АМ-116 (капитан – В.А. Бабанов) и АМ-118 (капитан – С.М. Купцов).
Стоит отметить, что во многих публикациях применяется название серии тральщиков АМ, хотя в некоторых пишется Т.
12 августа на переходе, рекомендованным маршрутом, в 19.45 суда вошли в район острова Белый (отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал), под корпусом транспорта «Марина Раскова» раздался взрыв. Командир конвоя ошибочно предположил, что «Марина Раскова» подорвалась на мине, и направил к транспорту Т-118 и Т-114 для спасательных работ. А Т-116 приказал организовать противолодочную оборону. Но через семь минут взорвался Т-118 (отказались сойти с корабля и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов), а затем и Т-114. Лишь после этого с одной из спасательных шлюпок увидели показавшуюся из воды рубку немецкой субмарины U-365, которая, вероятно, использовала новые бесшумные и бесследные акустические торпеды класса Т-5.
Начались спасательные операции: поиск шлюпок, катеров и кунгаса с успевшими спастись людьми. Они продлились более двух недель. Всего командой тральщика Т-116 было подобрано, по одним данным, 178 человек, по другим – 145. Документально подтверждены данные о 145 человек с «Марины Расковой», а данные о 33 пассажирах с Т-114 и Т-118 пока стоят под вопросом. Всего, по примерным подсчетам, на плавсредствах в море осталось около 120–130 человек, не считая погибших на Т-114 и Т-118.
Указанные данные архангельскими историками и краеведами взяты из показаний спасенных пассажиров и членов экипажа парохода «Марина Раскова». В некоторых случаях они противоречивы. Стараниями историков, краеведов-исследователей скорбный список уточняется.
Родина высоко оценила проявленные мужество и героизм моряков и летчиков Арктического фронта. Среди них и летчик Матвей Козлов. Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, одним – Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды и медалями. Он неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но представления отклоняли. Имя Матвея Ильича Козлова, по мнению ямальских историков и краеведов, может быть внесено в список ямальских героев как человека, совершившего подвиг в водах Карского моря во время Великой Отечественной войны.
Справедливости ради надо сказать, что в Салехарде появилась памятная доска: «Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года». Памятный знак установлен и на острове Белый, где в сентябре 1944-го были захоронены тела погибших, обнаруженные на прибитом волнами к берегу кунгасе.
В память о них на острове Белый зазвонили колокола. Шесть колоколов общим весом 120 килограммов привезли из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Каждый из них – именной.