Ну вот опять, - «за рыбу – гроши». Ну вот откуда берутся все эти видные дяденьки вроде А. Хлопотова, или журналистов «Звезды», мнящих себя военными экспертами и заявляющими на полном серьезе о том, что армяно-азербайджанский междусобойчик в Нагорном Карабахе выявил беззащитность современных танков перед БПЛА. Причем такую, что специалисты ОПК нашей Могучей Мировой Державы, обязательно сделают соответствующие выводы и предложат другую, более эффективную стратегию использования бронетехники. Опосля таких глубокомысленных «откровений» создается полное впечатление, что все энти великие специалисты военного дела и обладатели альтернативно-креативного мышления, не только ни разу не ходили в кинотеатры, но и о телевизоре услышали впервые. В том смысле, что никогда не видели не то что документальных, но и художественных фильмов о Великов Отечественной войне. А ведь в них наглядно показывали, и убедительно рассказывали про то, что своим успешным продвижением в сторону столицы нашей необъятной и всеми горячо любимой Родины, - Москве, Вермахт был в первую очередь обязан своему господству в воздухе. Это когда пилоты Люфтваффе практически безнаказанно уничтожали советские подразделения, включая и бронетехнику еще на марше.
Все дело в том, что любая наземная техника, как и пехота была уязвимы от атак с воздуха, от слова – «всегда». Причем, в первую очередь именно бронетехника, коя, в связи со своими размерами является более удобной мишенью чем одинокий воин. Так что, с момента появления над полем боя аэропланов перед армиями всех стран Мира возник вопрос эффективной борьбы с этой новой напастью. Который, с разной степенью успешности решается до сей поры. И в первую очередь решается за счет воздушного прикрытия своих наземных частей. Кое, с армянской стороны, в Нагорно-Карабахском конфликте, вообще отсутствовало. Как и второе по эффективности средство борьбы с летательными аппаратами противника в виде ПВО. Причем, не каких-нить «пукалок» вроде «Иглы», али единичных «Панцирей» практически «слепых» без надежной локационной службы, и потому тоже сильно уязвимых, а серьезных подразделений способных установить контроль за воздушным пространством над всей территорией боевых действий. Чего у армянских сил обороны Нагорного Карабаха не было и в помине. Ребята, аки те самые бородатые бармалеи в Сирии заранее не озаботились воздушным прикрытием. Вот и «огребли по полной программе».
А вот с применением точно таких же танков Российского производства, со стороны Азербайджана никаких серьезных проблем, опосля чего надо кричать «караул» не возникло. Зато возникли проблемы с теми самыми хвалеными «беспилотниками». Причем, сразу опосля появления в зоне конфликта, непонятно откуда взявшихся систем РЭБ, опосля чего вся энта летающая «беспилотная дребедень» сразу же потеряла свою эффективность и просто стала падать на землю не пойми по каким причинам. Ровно так же, как это происходило и происходит сегодня в той же Сирии. Так что, ничего нового и прорывного «беспилотники» в военную науку не принесли. За исключением, пожалуй, одного. Их использование в отношении стран, обладающих средствами РЭБ, зело опасно для самих нападающих, так как контроль над летательным аппаратом направляемым оператором хрен знает откуда можно перехватить, и тады все энти взрывоопасные «игрушки» жахнут по своим же. Что для них станет весьма неприятным сюрпризом. Так что, живучесть боевых машин, конечно, повышать надобно, но в принципе, а не в качестве защиты от БПЛА. Ибо навешивание на броню разных дополнительных защитных устройств, повышает соответственно вес, и снижает маневренность, и с легкостью преодолевается путем увеличения мощности бомб или ракет. Так взрыв снаряда советской установки ИСУ 152 в годы ВОВ, даже без прямого попадания по цели просто переворачивал многотонные немецкие «Тигры» вверх дном.
Следовательно, вопрос стоит вовсе не в области тактического применения бронетехники, - он достаточно хорошо изучен, в этом плане чего-то нового придумать практически невозможно, а в тактике и стратегии применения средств РЭБ. И в этом плане, российская бронетехника имеет неоспоримое преимущество перед многими своими западными аналогами, так как может управляться не токмо электроникой, но и «по-дедовски» - вручную. А, следовательно, в случае применения РЭБ противником, не станет бесполезным хламом, и удобной мишенью для противотанковых средств, а сможет продолжить полноценный бой. А потому, основной упор, должен делаться на нейтрализации в час «Х» средств космического наведения на цель супостатов, и средств связи, которые в основном и делают возможным применение всех энтих «умных бомб» и «беспилотников».
Таким образом, все энти «умствования» про то, что беспилотники будут «безраздельно господствовать» над полем боя, - не более чем страшилка для доверчивых граждан Отечества. Ибо, ежели весь этот «беспилотный рой» можно вывести из-под контроля операторов одним нажатием кнопки, то это не более чем весьма дорогостоящий хлам. Пригодный только для войны с папуасами вооруженными исключительно стрелковым оружием. Вот тех – да, можно бить, посредством БПЛА, «и в хвост, и в гриву» практически безнаказанно. А без поддержки с воздуха никто не воюет уже с начала 20-го века. Хотя, в конечном счете, все держится на мужестве и стойкости самих воинов. В конце концов, как утверждают азербайджанцы они в ходе конфликта захватили в разы больше техники чем уничтожили.