Как многие из вас возможно знают, тема криминала и криминальных группировок очень популярна в индустрии развлечений. "Крестный отец", "Однажды в Америке", "Славные парни", что уже стали классикой в киноиндустрии. Но что насчёт игр?
Конечно каждый геймер вспомнит славную серию игр Mafia. Геймеры постарше вспомнят первую часть, именуемую Mafia: city of lost heaven, что помладше припомнят вторую часть, по моему мнению, не менее интересную и захватывающую. И лишь немногие могут припомнить серию игр Yakuza.
Криминальные разборки, захватывающий экшн, атмосфера Японии 80-2000-х годов. Казалось бы, причем тут вообще якудза?
Какие-то странные дядьки, занимающиеся непонятно чем и бьющие тату. Но все не так просто. Организованная структура внутри группировки? Есть. Свой кодекс чести? Есть. Шикарные костюмы? Есть. Чем вам не сицилийская мафия?
В этой статье я решил схлестнуть европейско-американскую криминальную культуру с азиатской, и посмотреть, чем они схожи, и что в них и чем они абсолютно отличаются. Заранее предупрежу о том, что буду использовать только те данные что были показаны в играх, для этой статьи я буду использовать данные из игр серии mafia и yakuza
Повествование
Хоть и во времена зарождения игровой индустрии, сюжет как таковой очень часто был чем-то второстепенным, не стоющим серьёзного внимания, времена эти давно прошли. Сюжет в играх в целом, и шутерах/Beat’em’up-ах в частности претерпел изменения от текстового файла, что лежал на диске с игрой. Первая игра из серии Мафии вывела кинематографичность повествования на новый уровень. Уже казалось, что ты не в игру играешь, а смотришь хороший криминальный фильм. Вторая часть прибавив в графике предлагала не менее серьёзную историю человека, что почти всю жизнь грезил связать свою жизнь с мафией.дна из первых сюжетных шутеров. Сюжет был представлен в текстовом файле что шёл в комплекте с игрой, к слову
Изобилуя сюжетными поворотами и густейшей атмосферой америки 30-х-50-х годов обе части серии заслужили признание среди критиков и заняли особое место в сердце фанатов. Чем-же на это ответят игры про японских мафиози?
Серия Yakuza рассказывает нам историю Казума Кирю, с которым мы пройдём длинный пути якудзы, от самых низов до самых верхов. В связи с особенностями японской речи почти всегда к Казуме обращаются по фамилии, то есть Кирю. Не будем изменять японским традициям. Первая особенность Якудзы в том, что история Кирю скорее детективная, чем повествовательная. Если в Мафии мы просто следили за историей жизни персонажа/ей, тем какие ошибки они делали, какие решения принимали, и к чему в конце концов это их привело, то Якудза рассказывает историю по-другому.
Начиная в нулевой части за молодого, но очень перспективного члена клана Тодзё, семьи Доджима, героя подставляют, вследствие чего он становится изгоем. Пройдя процедуру изгнания из клана в нулевой части, он становится сам по себе. Законы якудзы больше не сковывают его, поэтому он может противостоять своей бывшей семье, что старается убрать его, обвиняя в преступлении, которое он не совершал. И шаг за шагом, удар за ударом, мы собираем информацию, ищем зацепки, спасаем друзей, и… Помогаем случайным прохожим?
Открытый мир
И в играх серии Yakuza и в играх серии Mafiaприсутствует открытый мир. Сначала стоит рассмотреть открытый мир в американском Лост-Хэвене и Эмпайр-бэе.
Открытый мир города Лост-Хэвен таковым можно было назвать с большой натяжкой. Несмотря на то что пространства для игрока предоставляются довольно обширные, тут тебе и множество районов города, и область за городом, но всё это просто декорации. Стоит тебе достаточно сильно отклонится от сюжета, и делать в этом открытом мире становится практически нечего, если не считать гараж Луки Бертоне, где ты мог взять любую машину и лавку Жёлтого Пита, где мог взять пушки.
Во второй части дела стали чуть получше. Разработчики помимо неплохо выстроенного города завезли хоть какие-то точки интереса. Город полон магазинов оружия, магазинов одежды, заправок, баров и закусочных. У всего этого есть один единственный минус. Город всё равно довольно пуст. Заправками ты пользуешься довольно редко, магазин оружия игроку будет интересен за всю игру только один, только магазины одежды и мастерские могут привлечь внимание игрока.
И вот на этом почти вся внесюжетная активность Мафии 2 Кончается. Любители подзаработать могут сдавать машины в утиль или продавать их в порту Дереку Папалардо за неплохие деньги. А больше, кроме сюжета, заняться в игре нечем, хотя и виден большой потенциал.
Что касается открытого мира в играх Yakuza? Чем порадуют нас улицы ночного Камурочо? К счастью, радовать есть чем. Игра предлагает игроку множество активностей. Бары, рестораны, караоке, шахматы, сёгу и многое другое. Мир Камурочо сложно назвать пустым. Тут и там тебя ждут дополнительные задания, и те самые активности, которые я перечислил выше. Устали от сюжета и боёв? Выполняйте дополнительные задания. Абсолютное множество из них интересные и довольно забавные. Если вам и это надоело, то играйте в аркадные автоматы, боритесь на арене, пойте в караоке, танцуйте в клубе. Камурочо есть чем вас развлечь, если вы этого захотите.
Геймплей
Несмотря на то что обе игры сфокусированы на повествовании историй членов мафиозных группировок, подход у них при этом совершенно разный.
Мафия представляет из себя повествовательный боевик. Основной упор в этих играх идёт на атмосферу езду и перестрелки. Езда и в первой, и во второй (при включении реалистичного поведения машин) очень близка к реализму. Машины 30 – 60 годов 20 века уж никак нельзя назвать ни манёвренными, ни быстрыми. И при этом все машины ощущаются по-разному. А вот с перестрелками дела в играх этой серии обстоят куда хуже. Стрельба в первой части очень сложная и неудобная, хотя возможно кто-то воспримет это как некий челлендж. Во второй части стрельбу подтянули настолько, насколько смогли, без зазрения совести стрельбу во второй части мафии можно было назвать приятной.
В серии японских боевиков транспорт практически отсутствует, а возможность ездить на нём представляет собой только аналог быстрого перемещения. Игра представляет собой beat em up с элементами рпг. То есть почти всю основную игру игрок проводит за драками. И избивать противников очень приятно. Разнообразие боевых стилей и приёмов не даст заскучать игроку до самого конца. Иногда игроку дают пострелять, но это скорее исключение из правил и пройти путь молодого якудзы, не используя никакого оружия проще, чем пытаться стрелять. Стрельба, кроме тех моментов, когда стрелять необходимо по сюжету, сделана на довольно примитивном уровне. Помимо этого, я уже говорил про множество других активностей доступных для игрока в части статьи про открытый мир.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному мной, можно заключить что обе игры достойны внимания. Обе рассказывают очень интересную и захватывающую историю. Думаю, что сюжет серии yakuza больше всего схож со второй частью мафии. В обеих играх герой сам желает стать членом мафиозной группировки, и в обеих играх ни к чему хорошему это не приводит.
Гемплей также говорит немного о менталитете группировок разных стран. В обеих играх говорится что у каждого вида группировки есть свой кодекс чести. В обеих играх показывается что при определённых условиях им могут пренебречь. А также и мафия, и якудза считают себя теми, кто ответственен за уличную справедливость. И обе группировки могут иногда помогать простым людям, но чаще всего лишь в целях самопиара.
Однако и отличий у них достаточно. В то время как итало-американская мафия предпочитает использование огнестрельного оружия в качестве основного средства для ведения разборок, в Японии до сих пор в почете кулачный бой и бой с использованием холодного оружия. Метод набора в мафию и в якудзу при этом совершенно разный. Мафия - это семейный бизнес, и многие в мафии имеют родственные связи друг с другом. Якудза же, прямо противоположна ей в этом плане. Набирать в якудзу предпочитают сирот и людей без семьи, чтобы всё свое внимание они могли посвятить только «семье». В якудзе, клан и твоя семья для тебя всё. И за нарушение кодекса ты вполне можешь лишиться пальца, руки или даже жизни. Всё зависит от тяжести проступка. Что сказать, особенности западного менталитета. А в мафии лёгкие проступки ты просто отрабатываешь и оплачиваешь, а за серьёзные тебя просто лишают жизни.
Стоит упомянуть и о самих играх. Несмотря на то что yakuza очень достойная игра, многие могли обойти её стороной из-за азиатского калорита, отсутствия перевода и особенностей азиатских игр в целом и рпг в частности. В то время как человека не знакомого с мафией найти трудно. Я могу посоветовать обе серии к ознакомлению, ведь обе серии держат довольно высокую планку качества. А на сегодня всё, до новых встреч.