Редчайший минерал, который можно встретить лишь в глухой северной тайге, сегодня называют сибирским чудом. Экспорт и добыча самоцвета ограничены.
Тем не менее изделия из него украшают многие музеи и коллекции мира, а в Иркутске сиреневые глыбы можно увидеть… на блошином рынке. Как же так получилось, что сокровище есть, а цена на него измеряется килограммами — в среднем 100 долларов за "кило"...
В Интернете часто встречается информацию, что на одного жителя Земли приходится 0,0016 грамма чароита. Эту цифру опровергает первооткрывательница сиреневого камня Вера Рогова.
- Когда мы обнаружили месторождение, насчитали на поверхности больше ста глыб размером с этот письменный стол, а самая крупная была в несколько метров длиной, - показывает заслуженный геолог России. - Точные же объёмы запасов чароита до сегодняшнего дня неизвестны.
Вера Парфентьевна открыла шесть новых минералов, но славу ей принёс именно этот случайно найденный камень, ставший «визитной карточкой» Сибири. В 1960-м году будущая доктор минералогических наук работала с супругом Юрием в окрестностях реки Чара, на так называемом Мурунском массиве. Искали уран.
Впрочем, есть информация, что первым глыбы чароита нашел геолог В. Дитмар в 1948 году. Его отряд геологов из Ленинграда трудился в далеких Мурунских гольцах в послевоенные горы, шаг за шагом исследуя необжитые таежные и горные просторы. Ученый, впрочем, не предположил, что имеет дело с совершенно новым минералом, отнеся его к тремолитовому сланцу. Находка была нанесена на карту, но впоследствии о ней забыли.
О работах отряда Дитмара вспомнили в 1959 году, когда в районе проводилось последующее геологическое изучение. Вспомнил о Мурунских гольцах старейший геолог Восточной Сибири, знающий специалист, талантливый организатор А. М. Бильтаев, по совету которого в площадь поисковых работ геологической партии были включены и Мурунские гольцы. В геологических исследованиях теперь участвовали не горстка людей, а большой и дружный коллектив, был выстроен поселок, с аэродромом в лесу. На базе партии организовали минералогическую лабораторию, шлифовальную мастерскую.
- Неподалёку от места, где вела изыскания наша партия, после войны работали ленинградские геологи во главе с Владимиром Дитмаром. Мой муж, начальник участка, пошёл поинтересоваться, сохранились ли домики ленинградцев, - вспоминает Вера Парфентьевна, - возле одной из полуразрушенных избушек он заметил глыбу незнакомого камня и принёс мне на анализ несколько кусочков.
Так в руки супругов попало сразу два новых минерала. Первый - жёлто-оранжевый тинаксит удалось изучить достаточно быстро, и в его новизне сомнений не возникло. А вот сиреневый чароит заставил свою первооткрывательницу приложить немало усилий. Сильнейшие учёные страны не могли определить, что за камень перед ними.
Всё потому, что чароит состоит из очень тонких волокон и исследовать свойства каждого из его компонентов оказалось достаточно сложно. Лишь спустя больше десяти лет удалось провести исследования и доказать уникальность находки.
После определения других оптических констант минерала, по их характеристикам минерал отыскивают по справочнику. Какое чудо, из 1500 минералов, имеющихся в справочнике, ни один не подходил к найденным минералам. Не может этого быть! Проверила все еще раз, ошибки нет. Наконец-то полировки и шлифы были готовы, а что в них? С поверхности невзрачный камень в полированном виде удивил нас своей красотой.
Параллельно-волокнистые агрегаты его с шелковистым отливом причудливо изгибались, образуя неповторимые узоры. А в шлифах калиевый полевой шпат определился сразу, темно-зеленый эгирин также. А эти два? Я их никогда раньше ни в институте, ни на работе не видела, свойства их весьма своеобразны, не может быть, чтобы они были кем-либо пропущены, а если их никто до меня не исследовал и это новые минералы, сразу два!
Тут же вспомнила случай, который произошел со мной недавно. Так же в пробах геологов нашла минерал, свойства которого в имеющейся у меня в партии минералогической литературе не описаны. Наверное, новый, подумала я, разволновалась, проверила еще раз его свойства, не спала всю ночь от волнения, - вспоминает Вера Парфентьевна.
С открытием чароита связана интересная история.
Муж Веры — Юрий Гаврилович Рогов, открывший чароит на реке Чара, был отправлен в служебную командировку за границу. Исследователь пришел в минералогический музей Лувра. Сотрудник музея с гордостью сообщил, что в музее собрана полная коллекция всех известных на Земле минералов.
Тогда он вынул из кармана сиреневую пластину и попросил определить минерал. Но специалисты Лувра после безуспешных попыток определить загадочный камень, вынуждены были признать, что в Лувре данный минерал отсутствует, и попросили Рогова продать новый камень музею за крупную сумму. Советский ученый отказался.
Пока учёные корпели над загадкой чароита, его уже начали обрабатывать. За это время он успел приобрести популярность в качестве поделочного камня. Первые изделия из камня — вазы — привлекли внимание на международном рынке, а сам минерал и его название еще не были утверждены. Самоцвет стал настолько знаменит, что многие изделия из него стали отправлять за рубеж.
Поэтому открыватели спешили с названием – существовал риск, что другие ученые проанализируют минерал и получат право дать ему свое название. Так и случилось. Американский учёный П. Данн изучил импортный советский чароит у себя на родине и… подал заявку в Международную комиссию но новым минералам, чтобы закрепить находку за собой. Новый минерал из Якутии он предложил назвать «мореландит».
Иркутская исследовательница отправила свою заявку немногим раньше, но её не приняли и попросили поменять изначально предложенное название камня «чараит». Возникла путаница.
Глава Комиссии по новым минералам и названиям минералов СССР В. А. Франк-Каменецкий написал в Токио протест председателю Международной комиссии А. Като, и сообщил, что этот минерал найден в Советском Союзе давно, описан более полно и приоритетная заявка в Международную комиссию отправлена год назад.
В своем ответе А. Като сообщил, что произошла неумышленная ошибка по его вине, он забыл о приоритетной заявке, просит его извинить и обратился к Комиссиям по новым минералам не рассматривать мореландит как новый минерал, а голосовать за чароит.
В ответном письме он согласился, что минерал, очевидно, новый. А в названии он рекомендует заменить букву «а» на букву «о», так как название чарАит на английском языке созвучно с названием другого минерала — чералита.
Справедливость восторжествовала. Все члены комиссии, кроме одного, высказались за то, чтобы присудить право открытия иркутянке, а американский минеролог написал сибирской коллеге письмо с поздравлениями и выслал данные о его составе для того, чтобы могли сравнить анализы. Ответить на него Вера Парфентьевна не могла: её работа в те годы была строго секретной - какая уж там переписка с соперничающей сверхдержавой!
С наименованием камня связана примечательная история (из статьи «Истории открытия чароита и других минералов» Веры Роговой):
«Долго обсуждала в лаборатории с товарищами по работе, как лучше его назвать, предлагались десятки разнообразных географических названий, ближайших гор, рек, озер. Ассоциация названия реки Чары и слова «чарующий» взяли верх.
Посоветовалась со своими минералогами, всем название чараит понравилось. Единственное замечание было, что река Чара находится далековато, в 30 км от месторождения. Но ведь, случается, минералоги называют минерал в честь своей страны, хотя место находки его на другом континенте и в другой стране.
И сейчас меня многие спрашивают, имела ли я в виду слова «очарованье», «чарующий», когда называла минерал. Да, имела. Так мы его и обсуждали на работе, как чарующий камень с реки Чары.»
Так и вышло, что чароит открывали дважды, изучали почти 17 лет, а всемирная слава пришла к камню еще до того, как он получил официальное название в 1977 году.
Кстати, часть самоцвета, обнаруженного на месторождении, оказалась радиоактивной.
Такой чароит можно отличить по небольшим жёлтым крапинкам размером в 1-3 мм. Это вещество, содержащее радиоактивный элемент торий, - говорит Вера Парфентьевна.
На такую особенность первым обратил внимание брат исследовательницы геолог Герман Кизияров, работавший в добывающей чароит организации. Радиоактивные образцы сразу же изъяли и захоронили, а на месторождении установили специальное оборудование.
Территориально место находки чароита приурочено к юго-западной окраине Алданского щита. В административном отношении этот участок располагается непосредственно на границе Якутии и Иркутской области. Пограничное положение этого уникального объекта иногда приводит к тому, что люди, мало знакомые с географией региона, утверждают, что таких месторождений два, соответственно по одному в Якутии и в Иркутской области.
Коренной чароитовый выход:
В действительности же месторождение чароита одно и залегает на водоразделе рек Токко и Чара, занимая площадь в 10 км2. Благодаря изумительной сиреневато-фиолетовой окраске чароититов — главной породы, слагающей месторождение, оно получило название «Сиреневый камень».
Местные жители - якуты и эвенки - это место почти не посещали, или бывали то периодически - во время зимней охоты на соболя. Во всяком случае им этот камень был не известен до его открытия учеными, поскольку в отличие от других самоцветов чароит не образует окатанной и отшлифованной гальки. Его валуны, лежащие на поверхности, покрыты малопривлекательной белёсой коркой продуктов выветривания, отчего они неотличимы от многих других пород. И только при специальной механической обработке открываются его эстетические качества.
В начале процесс добычи чароита был очень трудоемким – из-за удаленности месторождения практически невозможно было использовать горную технику. Но самая большая сложность состояла в том, что при добыче нельзя применять взрывные методы — это образует в сырье микротрещины, которые делают невозможной дальнейшую обработку камня.
Сегодня проблему удалось решить: теперь используют порошки, сильно изменяющиеся в объеме при соприкосновении с водой. Ими заполняют мини-скважины (шпуры), что в итоге приводит к разламыванию породы. Благодаря этому процессу в камнерезные цеха попадают глыбы по 100-200 килограммов, пригодные для дальнейшей обработки.
Весьма специфична и геохимическая специализация пород как самого массива, так и сопутствующих ему образований. Для последних характерно повышенное содержание таких элементов, как Ва, Sr, Ti, Zr, что в свою очередь приводит к появлению в их составе ряда редких, необычных минералов, многие из которых, как показали дальнейшие исследования, оказались новыми, впервые встреченными на земном шаре только в зоне развития чароитовой минерализации.
Чароит до сих пор хранит массу загадок. Камень настолько сложен для изучения, что его первый исследователь кандидат геолого-минералогических наук Евгений Воробьёв несколько лет не мог определить точную формулу, - рассказывает Александр СПИРИДОНОВ, заместитель директора института геохимии СО РАН по науке. До сих пор, по словам Александра Михайловича, есть не меньше пяти версий происхождения сиреневого камня. Возраст пород составляет 107 млн лет.
Долгое время считалось, что, кроме Мурунского массива, чароит больше нигде на Земле не встречается. В 2015 году появилось достаточно спорное сообщение об обнаружении чароита в морских отложениях у побережья Индии. А немного позже было вновь объявлено о находке чароита, причем уже в России. Эта находка была описана в статье, посвященной открытию нового минерала патынита (Patynite), обнаруженного при изучении щелочного Патынского массива в Горной Шории в Сибири.
К сожалению, этот чароит не имеет такого насыщенного сиреневого цвета и не образует больших скоплений, поэтому, несмотря на подтвержденную находку, месторождение чароита на планете по-прежнему только одно.
__________________________________________________________________________________________
По материалам газеты «Аргументы и факты» https://irk.aif.ru/society/edu/81697 , http://pontika-inkognita.ru/obzor/002-charoite.html , https://multiurok.ru/blog/sirienievyi-kamien-intieriesnoie-o-charoitie.html , https://junwex.com/news/drugie-novosti/charoit-znachit-charuyushhij.html