(лирико-экономическая московская история)
...«Мужики, гляньте! Это ж наш Максим Оскарович! Во даёт мужик!!!» - именно такой восторженный крик облетел общежитие старших курсов МФТИ однажды весной 1994 года, во время просмотра любимой многими телеигры «Что? Где? Когда?» С чем были связаны особенно теплые эмоции, охватившие некоторых студентов четвертого курса? А вот слушайте. И для полного понимания – вернемся на полгода назад, в осень года 1993...
А осенью того года на Физтехе случилось крайне занятное событие. А именно – в расписании старших курсов появился предмет «Основы Экономики».
Еще за несколько лет до того предположить появление подобного предмета было решительно невозможно. Все-таки Физтех был основан для решения совсем иных задач. Но – времена меняются, и меняются неумолимо, что поделать, их не выбирают. Обстановка в стране и мире была уже новая, так что Руководство МФТИ (слава Ему) решило идти в ногу. И добавило курс. Чтобы физтехи, значит, могли рассчитать не только траекторию полета ракеты или сверхпроводимость полупроводника – но и оценить, к примеру, время окупаемости оборудования, прикинуть норму прибыли, вычислить необходимый фонд заработной платы, ну и так далее.
Физтехам на самом деле всё равно какой предмет изучить и затем с блеском сдать. В этом и суть Системы Физтеха. Ну что говорить, откройте «Список Форбс», посмотрите, какие учебные заведения заканчивали фигуранты первых сотен (ну, те кто их вообще заканчивал) – буквы «МФТИ» вы встретите не раз и не два. Экономика – значит, экономика. Тем более, что к осени 93 года многие студенты и сами уже имели свой маленький бизнес (а многие – и очень немаленький), так что «масть легла в масть».
Да, вот как раз вести семинарские занятия у нашей 034 группы и был определен молодой преподаватель Максим Поташёв, вернее, Максимом он стал чуть позже, а тогда – для нас он был, само собой, Максим Оскарович.
Долго ли коротко ли, а настало время сдавать Задание по «Основам экономики», то есть, надо было решить несколько задачек, показать их Максиму Оскаровичу, ну и ответить на ряд дополнительных вопросов, тут Задание по экономике ничем не отличается от Заданий по профильным предметам.
Ну, опять же – осень 1993 года была периодом непростым, времени на собственно учебу оставалось немного, так что большинство пайщиков группы 034 Задание, ясное дело, списало в общаге, ну, проглядели решения по диагонали, чтоб не совсем уж «прозрачными» идти, и пошли. Некоторые и Максима Оскаровича увидели впервые, но это на четвертом курсе было нормально.
Приходим, и Максим Оскарович нам и говорит: «Давайте, друзья мои, если задач двенадцать, и вас двенадцать – то каждый из вас пусть решит задачку сообразно своему номеру по списку группы, ну вы поняли...»
Нет проблем. Группа 034 дружно вытащила тетрадки с решенным Заданием и начала перекатывать решения из них на выданные чистые листы.
Тут Максим Оскарович в изумлении выкатил свои и без того прекрасные глаза, возможно, он ко многому был готов, но не к подобной дерзости...
- Но позвольте, друзья мои! – воскликнул Максим Оскарович, когда взял себя в руки, - Но в чем смысл решения задач, если вы, я извиняюсь, все поголовно списываете??!
И тут слово взял один из лучших студентов 034 группы, назовем его условно Конь, один из лучших и один из наиболее дерзких. Тем более, что он был как раз из имевших уже свой собственный маленький бизнес, что ему амортизация станка, если он и так на практике уже часто решал задачи минимизации налогооблагаемой прибыли, «ухода от НДС», «обналички» и «черной конвертации рубля», что ему какая-то амортизация, он этих станков, поди, уже тыщу продал...
- Разрешите вам возразить, Максим Оскарович! – дерзко воскликнул Конь, - А в чем смысл решать задачи еще раз, если мы их, как видите, уже один раз решили!
И вся группа 034 согласно покивала на голубом глазу. Ну, дескать, да, решали, чего уж там. Парируйте!
Да. На тысячу вопросов дал ответ Великий Магистр Максим Поташёв, и на миллионы вопросов он ответы знает... Но тут – не нашелся, что сказать. Ну действительно: в чем смысл решать задачу еще раз, если ты один раз ее уже решил?! Это ж Экономика, а не Философия.
А выкрутился Максим Оскарович так. Сделал вид, что...
- А вы разве не второй курс? – спросил он.
- Мы четвертый. Четвертый, Максим Оскарович, - сообщили ему.
- А, я думал – второй. Если четвертый, то делайте что хотите... – и махнул рукой.
Ну да: по давней традиции Физтеха студенты четвертого курса могут позволить себе гораздо больше, нежели «младшекуры»...
Но потом мы подружились, конечно. Надо же было поддержать молодого преподавателя, первый сезон самый трудный. Тем более – Максим Оскарович же свой, выпускник МФТИ, а что такое братство – это на Физтехе знают хорошо.
Ну вот так. Вот почему с большим восторгом было встречено весной первое появление Максима Оскаровича на телеэкране. И я всегда радуюсь, когда вновь вижу его, и пока Максим Оскарович размышляет над очередным каверзным вопросом телезрителей – обязательно вспоминаю и Физтех, и друзей своих, и такую непростую, но крайне интересную осень 1993 года...