Именно в творческих профессиях, в профессиональном образовании, считаю, что нет. А вы как думаете?
Примерно через месяц после начала учёбы в училище, мой ребёнок был немножко в шоке. Преподаватель по специальности оказался очень непростым, даже жёстким человеком. К тому же очень эмоциональным. При этом он - супер профессионал, и к сыну относится, в целом, хорошо.
Ребёнок поддерживает связь с девочкой, знакомой по музыкальной школе, она тоже учится в музыкальном училище, но в другом городе. И вот она радовалась, какой у неё педагог прекрасный человек, как с ним хорошо и комфортно заниматься. Сын сетовал на то, что у него всё не так. Ему самому ещё серьёзно не прилетало, так, по мелочи. Но он был свидетелем, как получали другие, и очень напрягался по этому поводу.
У нас с сыном состоялся разговор. Я ему сказала так: "Пройдёт немного времени, и ты не захочешь поменять своего сердитого педагога ни на какого другого. Он тебя толкает вперёд, стимулирует к развитию, и это очень важно. К тому же, дисциплина, как в армии, а это мальчишкам только на пользу." Он со мной согласился. За ту девочку я конечно рада, но многому ли научит мягкий педагог? "Не получилось сегодня - ладно, завтра сыграешь. Не выучила - ну потом выучишь", и т.д. Много общения, задушевных разговоров... Не должен быть учитель приятелем, в моём понимании! Нет, возможно, конечно, неформальное общение со студентами, но уже на старших курсах, не в начале. Я считаю, что это только повредит процессу обучения.
Сын приехал на недельку домой, пока дистанционное обучение. Пошёл к своему первому учителю в музыкальную школу, и тот увидел прогресс. За два месяца! Так что, я не делаю трагедии из жёсткого характера училищного педагога, наоборот, я, наверное, даже где-то радуюсь. Сын вырос в спокойной обстановке, на него не кричали, не наказывали. Но жизнь - штука сложная, ватой его не обложишь, поэтому пусть привыкает. Неизвестно, как дальше всё повернётся, надо быть морально устойчивым и готовым ко всему. Я так считаю. Среди дирижёров и руководителей оркестров встречаются весьма неординарные и эмоциональные личности.
К тому же, первый учитель тоже не был белым и пушистым. Потому и результат был. А гладил бы по головке, хвалил бы после каждого удачного выступления - неизвестно, где бы наша "звезда" сейчас оказался. Возможно, что и в 10 классе.
P.S. По поводу иллюстрации из фильма. Ну вот там, конечно, явный перебор. Нельзя так ломать человека, ничего хорошего не выйдет. Кстати, сами барабанщики, довольно известные, негативно отзываются о фильме. Говорят, что такое обычно не практикуется.