В годы Первой мировой войны "штопор" был частой причиной гибели самолетов и летчиков.
Штопор это падение самолета в неуправляемой траектории по спирали.
Выход из штопора считался невозможным.
Правда, еще в 1912 году британский авиатор Вильфред Парк случайно ушел в "штопор" и случайно вышел из него. Но этот опыт остался без внимания.
Зато, выход из "штопора" стал задачей № 1 для русского авиатора Константина Константиновича Арцеулова.
Он был сыном известного русского кораблестроителя Константина Арцеулова и внук первого строителя российских броненосных кораблей Николая Арцеулова. По матери - Жанне Арцеуловой, он был внуком знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского.
Родившись в Ялте, рос на руках у своего знаменитого деда-художника. Тот научил его рисованию, что очень пригодилось будущему пилоту.
Но Константин Константинович Арцеулов с детства грезил морем. Однако, из-за слабого здоровья не смог завершить полное обучение в Морском кадетском корпусе.
Затем, он научился летать в частной школе "Гамаюн" и в 1912 году начал работать инструктором-пилотом в Севастопольской авиашколе.
В Первую мировую войну успел повоевать и в кавалерии, и во фронтовой авиации.
Главная его деятельность началась 30 августа 1916 года в Севастопольской военной авиационной школе, куда он был назначен инструктором.
Активный и образованный офицер не мог сидеть сложа руки и уже 24 сентября 1916 года он совершает экспериментальный полет, когда специально ввел самолет в штопор и вышел из него, найдя нужное сочетание манипуляций с ручками управления.
После этого, "штопор Арцеулова" стал фигурой высшего пилотажа, который активно применяли во фронтовой авиации.
Летчики, овладевшие "штопором" могли показать, что их самолет якобы сбит и в "штопоре" уйти из зоны поражения. Это существенно повышало выживаемость пилотов в бою.
В Гражданскую войну, он принял сторону большевиков и хоть участия в боевых действиях не принимал, но поддерживал связь с большевистским подпольем в Крыму. А перед началом штурма Крыма в 1920 году летал для связи в части Красной Армии перед Перекопом.
Правда его заслуг большевики не оценили и в 1933 году он был обвинен в шпионаже в пользу Германии и почему то еще в краже рулона шелка (странная тогда логика была у чекистов). Был выслан в Архангельскую область, несмотря на то, что его учеником был сам Валерий Чкалов.
В 1947 году вернулся в Москву. Реабилитирован в 1956 году. Стал ведущим художником журнала "Техника молодежи".
Вот так, внук Айвазовского, летчик-испытатель, большевик и художник Константин Арцеулов всю свою жизнь достойно выбирался из многочисленных "штопоров" своей судьбы.