Найти тему

Княгиня Ольга. Расправа с древлянами (часть 1).

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря Рюриковича
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря Рюриковича

После гибели Игоря Рюриковича, по династическому феодальному праву, его супруга Ольга приняла всю полноту княжеской власти в древнерус- ском государстве, пока ее сын Святослав был в детском возрасте.

Л.Н. Гумилев по этому поводу высказывает следующие соображения: "Наступило короткое между княжение (? - Авт.), после которого князем стал малолетний Святослав, регентшей - его мать, псковитянка Ольга, а главой правительства (?! - Авт.) - воевода Свенельд, отец Мстислва (?! - Авт.) Лютого. Состав нового правительства говорит сам за себя. Отметим лишь, что старшее поколение [Ольга и Свенельд] носит скандинавские, а младшее - славянские имена. Короче говоря, вся фактическая власть сосредоточилась в руках либо славян, либо ославяненных россов" [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 144].

Перед нами классический образец нелепой и сумбурной гумилевщины. Если княгиня Ольга была жива, то о каком между княжении идет речь? И почему при этом княгиня Ольга имела статус регентши? Император Константин Багрянородный, оставивший ряд сочинений, пишет о двух своих встречах с архонтиссой Эльгой Росены . В труде, называемом «О церемониях византийского двора» ( De ceremoniis Aulae Byzantinae ), описан церемониал приема княгини Ольги в Константинополе, устроителем которого был сам Константин.

Вопиющая нелепость - назначение Л.Н. Гумилевым Свенельда на пост главы "правительства", осталось только назначить на должности вице-премьеров и сформировать кабинет министров Киева или Руси в целом. Из этой же "оперы" назначение Л.Н. Гумилевым Добрыни на главу прави-тельства при князе Владимире, того самого Добрыни дедом которого по бесцеремонному утверждению Гумилева, был Свенельд (!? - Авт.) И к чему Л.Н. Гумилев, придумал имя сыну Свенельда Мстислав Лютый? Чтобы сочинить химеру о существовании некоей киевской славянской партии?

И наконец, почему по Л.Н. Гумилеву, который непрерывно толкует о своей теории этносов, Святослав вдруг стал славянином, хотя его родители Игорь и Ольга были варяжского скандинавского рода. Получается славянами становятся по имени, а не по крови. Эта же история и с Лютом сыном варяга (норманна) Свенельда, которого, Л.Н. Гумелев назвал Мстиславом Лютым и на основании этого причислил к славянам.

Удивляет и целый хоровод придуманных Л.Н. Гумилевым словосочетаний в которых он сам совершенно запутался и, вдобавок, запутал ими своих читателей. Речь идет о гумилевских терминах: "славяно-руссы", "русские", "ославяненные россы", "россомоны", варяжские Конунги и отличные от них скандинавы...

В отличие от Игоря, воинственная княгиня Ольга окончательно решила древлянский вопрос. После гибели Игоря, отношения с древлянами вступили в фазу переговоров о форме их вассалитета. Предложение о замужестве Ольги с князем Мала политически являло собой паритетный вариант равноправного династического союза древлян и варяжских норманнов. К Ольге явилось два дипломатических посольства древлян, что говорит о длительности и сложности переговорного процесса. Возникает вполне естественный вопрос, где находилась Ольга, когда к ней на переговоры явилось посольство древлян?

По Нестору по смерти Игоря в 945 году Ольга «же бяше в Киевѣ съ сыномъ съ дѣтьскомъ Святославомъ» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 54] - там же находилась и варяжская знать. Летописец приводит ряд названий местности гор киевских и местоположение огражденного княжеского дворца: «дворъ княжъ бяше в городъ … двор теремный», где стоял каменный терем Ольги. К настоящему времени, хотя археологические раскопки в Киеве идут более 150 лет, ни малейших следов каменного терема Ольги и вообще "двора теремного» не найдено.

Летосписатели XIV-XV вв. по Нестору, с времен Аскольда и Дира, исходя из статусных соображений, сажали на княжение в Киеве варяжскую норманнскую знать Рюриковичей. Для придания убедительности, Нестор ссылается на зримые ему городские ориентиры, перенося их названия в древние времена на места захоронения варяжских киевских князей: Аскольда на горе, ныне называемой Угорской, где ныне стоит Ольгин двор, на его могиле поставили церковь святого Николы; Дира похоронили на месте, за ныне стоящей церковью святой Ирины; Олега на горе называе-мой Щековицей, могила эта сохранилась «и до сего дни». По летописцу, при кончине Олега и Ольги киевляне «плакашася вси плачемъ великимъ».

По мнению Г.В. Вернадского, под киевским летописным Ольгиным (Олминым) двором следует разуметь двор мадьярского воеводы Олома, который был расположен на холме возле Киева. Эта гора была известна как поселение угров (т. е. мадьяр) – Угорское [Вернадский Г.В. Древняя Русь. Распространение Хазарского и Мадьярского контроля над южно-русскими племенами. - М., 1999].

Судя по данным археологии, речь идет не о княжении норманнов в Киеве, а о нахождении на его территории, с времен Аскольда и Дира, передового военного гарнизона варягов: «первые киевские князья и их дружинники поддерживали свой престиж не богатством своего убора и не пышностью придворных церемоний… а прежде всего мечом» [Каргер М. К. Древний Киев. - М.-Л., т.1, 1958, c. 226].

Известны захоронения военной дружинной знати в могилах срубного типа на территории Киева дохристианских времен. Часть их, несомненно принадлежит норманнам. В погребениях найдено оружие норманнов – боевой топор, меч франкского типа IX-X вв.. Обнаружены парные погребения, когда мужа «на тот свет» сопровождала одна из его жен. Такой обычай у норманнов-русов подробно описан Ибн-Фадланом.

Дважды найдено характерное женское украшение в виде крестообразной подвески. Такие же крестовидные подвески обнаружены в погребениях X веке в скандинавской Бирке. Найдены многочисленные скандинавские украшения – скорлупообразные фибулы [Там же, c. 212, 217-218]. Скандинавские украшения фибулы были широко распространены на землях древней Руси, они обнаружены в погребениях Приладожья, Верхневолжья, Владимиро-Суздальской земли, в Гнёздово и Шестовицах близ Чернигова. Ближайшие аналогии фибул из Киева имеются среди находок в Эстонии и на Готланде.

В середине X века, во время событий древлянского похода Ольги, импе-ратор Византии Константин Багрянородный написал военный историко-географический трактат «Об управлении империей» (De Administrando Imperio). В отличие от Нестора, Константин, как современник, сообщает совершенно уникальные сведения, в том числе и по древней Руси.

Константин описывая города Руси стоящие по Днепру, не выделяет в числе их Киев как главный, сообщая о нем как о крепости, но не городе. Константин пишет, что ребенок Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии находился не в Киеве, а в Немогарде [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.) – М., 2009, т. II, c. 158-159] и судя по всему, там же была и его мать княгиня Ольга.

Не вдаваясь в суть многовековой полемики среди историков, какой город следует разуметь под Немогардом, наиболее вероятно, что городом выступающим под этим именем был Великоград (Гнёздово), как первоначальный Смоленск. В Гнездово обнаружен крупнейший древнерусский дружинный курганный комплекс, отсюда начинали свой поход по Днепру и затем к Царьграду дружины норманнов Аскольда и Дира, Олега и Игоря. Судя по всему, именно из Гнёздова вышел Игорь с дружиной в свой последний поход на древлян.

Первые смоленские (гнёздовские) князья (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Первые смоленские (гнёздовские) князья (миниатюра из Радзивиловской летописи)

По версии летописца, поскольку был разлив, посольство древлян «лучьшие мужи, числом 20» приплыли в Киев на лодье. Возможно, что древляне прибыли в Киев на лодье не только из-за половодья, но и по соображениям безопасности. Неожиданно напасть на людей находящихся на корабле сложней, чем на суше. После расправы над Игорем древляне опасались ответной мести Ольги.

Прием Ольгой древлянских послов (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Прием Ольгой древлянских послов (миниатюра из Радзивиловской летописи)

После того, как послы древлян «присташа подъ Боричевымъ» близ Киева, события, по летописцу, развивались следующим образом: "И поведали Ольге, что пришли древляне. И призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Добрые гости пришли»; и ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля, с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил", а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала»... Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: “Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье”. И вознесут вас в ладье». И отпустила их к ладье" [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 54-55]. Таким образом, вопреки законам славянского гостеприимства, Ольга отправила посольство древлян с двора теремного обратно на лодью. Древляне не возражали, им было безопасней ночевать находясь в лодье на Днепре.

Уход древлянских послов после беседы с Ольгой; повеление Ольги о расправе с послами (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Уход древлянских послов после беседы с Ольгой; повеление Ольги о расправе с послами (миниатюра из Радзивиловской летописи)

"Ольга же приказала выкопать на теремном дворе вне града яму великую и глубокую. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями. И пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пешие не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя». И понесли их в ладье. Они же уселись величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах [с. 55].

Встреча в Киеве посольства древлян
Встреча в Киеве посольства древлян

Послы древлян согласившись прибыть на ладье на руках киевлян, будучи окруженные ими, допустили тем самым роковую ошибку, лишив себя возможности при опасности бегства по реке. Киевляне понесли на руках «гордящеся» послов на двор теремный «в лодьи…и несьше, вринуша е въ яму я с лодьею» [с. 55].

"Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
"Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

«Приникъши» к яме, Ольга издевательски осведомилась у впавших в смертный ужас , умирающих людей: Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их" [c. 55] в яме, в лодье-гробе, еще долгое время оглашавших княжеский двор теремный смертным воем и стонами, к великому удовольствию "хитроумной" Ольги.

Казнь Ольгой первого посольства древлян (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Казнь Ольгой первого посольства древлян (миниатюра из Радзивиловской летописи)

Едва стихли могильные стоны умирающих древлянских послов, как Ольга коварно решилась на следующее изуверское убийство: "И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись,придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все" [c. 55-56].

Казнь Ольгой второго посольства древлян (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Казнь Ольгой второго посольства древлян (миниатюра из Радзивиловской летописи)

Характерная особенность казни состояла в том, что когда баню с послами заперли, Ольга лично повелела зажечь ее от двери. В районе выбутских порогов, у деревень Ерусалимская и Ерошиха были раскопаны 8 крупных сопок, в семи из которых были найдены сложенные из бревен и плах погребальные камеры, в которых производилось сожжение умершего на месте, причем - через специальное топочное отверстие. Эта деталь по-разительно напоминает повеление Ольги - зажечь «от дверий».

В античное время, как и в эпоху средневековья, намеренное убийство безоружных послов мира считалось одним из самых гнусных преступ-лений. Поражает обстоятельное, и в какой-то мере, даже одобрительное, описание православным летописцем изуверских бесчинств над древлян-скими послами будущей святой равноапостольной княгини Ольги.

P.S. Каким было в действительности славянское судно-однодревко, на котором могло приплыть посольство древлян в Киев к Ольге, говорит археологическая находка в 2020 году возле села Хочино Олевского района Житомирской области Украины. Лодку извлекли из реки Уборт. По сообщению специалистов, она хорошо сохранилась. Археологи предполо-жили, что лодкой управлял экипаж до семи человек, ее могли использо-вать в военных или торговых целях.

-9

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.