Внедрение национальной системы цифровой маркировки и движения товаров началось в нашей стране в 2018 году и, как ожидается, завершится в 2024 году, когда охватит все товарные категории. На сегодняшний день, помимо упрощенной правительством России цифровой маркировки лекарственных средств, нанесение двухмерных кодов Data Matrix стало обязательным для шуб, табачных изделий, обуви, духов, фототоваров, а также шин и покрышек. И все выявленные случаи производства, ввоза в страну, транспортировки и реализации этих товаров без маркировки подпадают под штрафные санкции, согласно КоАП РФ.
Это означает, что производителям товаров всех категорий, а также их импортерам, предприятиям оптовой и розничной торговли в ближайшее время придется внедрять технические решения, с помощью которых каждый из них на своем участке будет исполнять своих функции в системе национальной цифровой маркировки. Основная роль производителей и импортеров состоит в нанесении цифровой маркировки на каждую единицу товара и передачи информации об ее вводе в оборот в эту систему, а зона ответственности предприятий розничной торговли —фиксация вывода этой же единицы товара из оборота.
Эксперты компании «Штрих-М», с самого начала подготовки к введению в стране национальной системы цифровой маркировки вовлеченные в процесс тестирования оборудования, программного обеспечении и сервисов, выделяют пять обязательных компонентов аппаратно-программного решения, необходимого торговым предприятиям для продаж товаров с цифровой маркировкой.
Обязательная маркировка одежды и текстиля начнется с 1 января 2021 года. В системе маркировки товаров легкой промышленности должны работать производители, поставщики и импортеры одежды и текстиля. Что нужно знать, если вы участник оборота, как регистрироваться в системе, какие есть исключения, на эти и другие вопросы мы отвечаем в записи этого вебинара
Компонент 1. Усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя предприятия торговли или индивидуального предпринимателя
Она необходима для регистрации торговой точки на сайте ЧЕСТНЫЙ ЗНАК и открытия на нем ее личного кабинета. Получить УКЭП, а также необходимое для ее функционирования программное обеспечение можно в одном из удостоверяющих центров, сертифицированных Минкомсвязи России.
Компонент 2. Принтер этикеток
Для нанесения цифровых кодов Data Matrixв случае получения товара с испорченным или утраченным двухмерным кодом торговому предприятию требуется принтер этикеток. В этой роли может выступать, как обычный офисный принтер, так и специализированные принтеры, стандартный с прямой термопечатью или более современный термотрансферный, печатающий более долговечные и устойчивые к внешним воздействиям этикетки.
Компонент 3. Двухмерный сканер
Для успешной работы с цифровой маркировкой это устройство должно «уметь» считывать один из самых сложных двухмерных кодов -- Data Matrix с самых разных поверхностей: с коробки, с этикетки, с экрана мобильного устройства. При этом он должен одинаково хорошо распознавать код любого размера: и очень большого и самого малого. Было бы хорошо, если бы, к тому же, с помощью сканера можно было считывать двухмерный код с повреждением.
Поскольку условия использования этого оборудования в разных торговых точках неодинаковы, важно, чтобы оборудование для считывания кодов цифровой маркировки имело различные интерфейсы для подключения: USB, микро-USB, USB type C, Bluetooth.
Также при выборе поставщика двухмерного сканера полезно поинтересоваться, передавал ли он это оборудование в ЦРПТ для тестирования в ходе экспериментов по работе с маркированными товарами, и какие результаты по корректности распознавания кодов Data Matrix и по его скорости были получены.
Компонент 4. Онлайн-касса
Распознанный двухмерным сканером код цифровой маркировки передается на онлайн-кассу, которая фиксирует в чеках для покупателя и для оператора фискальных данных выбытие единицы товара из оборота. Такая контрольно-кассовая техника и кассовый софт должны соответствовать последним нормативным требованиям, содержащимся в Приказе ММВ 7-20/434 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Федеральной Налоговой Службы от 23. 03. 2017 г. ММВ 7-20/229», выпущенном в марте 2020 года.
В частности, в этой редакции нормативного документа появилась печатная форма чека для тега 1162 (кода товарной номенклатуры, необходимого для идентификации единицы товара), был добавлен универсальный механизм формирования реквизита кода товара. Согласно новым требованиям, в пробитом для покупателя на кассе чеке маркированного товара обязательно должна присутствовать буква М, заключенная в квадратные скобки, а в чеке для ОФД тег 1162 должен быть расшифрован.
Случаи, если онлайн-касса с установленным на ней софтом эти задачи не решают, подпадают под действие п.4 ст.14.5 КоАП РФ. Применение незаконной ККТ или применение ККТ с нарушениями, за которую должностные лица и юридические лица могут получить как предупреждение, так и штраф в размере 1500 —3000 рублей и 5000 —10000 рублей соответственно.
Для того, чтобы избежать такой ситуации, руководителям торговых предприятий нужно убедиться в том, что онлайн-кассы магазина используют самую актуальную версию программного обеспечения. Для ККТ производства «Штрих-М» это версия от 13 февраля 2020 г.
Компонент 5. Интеграция с личным кабинетом на сайте ЧЕСТНЫЙ ЗНАК
В личном кабинете участника системы на сайте ЧЕСТНЫЙ ЗНАК протекают все основные бизнес-процессы по работе с маркировкой. Отслеживается ввод и вывод единиц товара из оборота, заказываются и оплачиваются коды маркировки, отмечается отгрузка и приемка товара, его возврат в оборот и перемаркировка. Интегрироваться с личным кабинетом можно с помощью открытого программного интерфейса, API. При наличии в штате торговой организации IT-специалиста она может сделать самостоятельно, при отсутствии воспользоваться услугами интеграторов.
Все необходимые компоненты в комплексном решении
Большой опыт компании «Штрих-М» в разработке торгового оборудования позволил ей совместно с международной компанией Zebra Technologies, разработать и предложить предприятиям розничной торговли готовые комплексные решения для продаж товаров с цифровой маркировкой.
Все онлайн-кассы и интеллектуальные периферийные устройства, входящие в состав комплексных решений компаний «Штрих-М» и Zebra Technologies, были неоднократно проверены в ходе пилотных проектов ЦРПТ по внедрению цифровой маркировки на разных товарных рынках и показали хорошие результаты. Так, сканер VMC Burst Scan X компании «Штрих-М» был признан экспертами ЦРПТ одним из лучших по скорости считывания двухмерных кодов Data Matrix. В число рекомендованных ими считывателей вошел и один из сканнеров компании Zebra Technologies.
Подробнее о комплексных решениях для маркировки здесь https://www.shtrih-m.ru/marking_solutions/