Найти тему
Yachtsman Journal

Девять основных узлов, которые должен освоить каждый моряк

Оглавление

Веревки - одна из самых важных вещей на борту яхты. Чтобы уверенно чувствовать себя на яхте, желательно освоить хотя бы некоторые основные узлы, которые можно вязать на веревках. Это пригодится во время яхтенного перехода, постановки на якорь или швартовки в марине.

Мы выбрали эти девять узлов как основные, но всегда можно пойти дальше и освоить и другие узлы, особенно, в яхт-клубе или с инструктором. Нам кажется, что это некий “обязательный минимум”, освоив который можно задумываться о выходе в море.

Узел “восьмерка” (фламандский узел)

-2

Это стопорный узел, который имеет широкий спектр применений и при котором веревка практически не страдает. В море его чаще всего используют в конце веревки, чтобы она случайно не выскочила из рук или из блока при скольжении. Узел “восьмерка” - один из наиболее часто используемых матросами стопорный узел. Даже после большой нагрузки его можно развязать достаточно легко, по сравнению с другими узлами. Иногда узел “восьмерка” (он еще называется фламандским узлом) используется для надежного соединения двух веревок. На конце одной веревки завязывается слабый узел “восьмерка”, а вторая веревка нанизывается в обратном направлении параллельно первой.

Узел “восьмерка” часто используется для образования петли в форме восьмерки. Она выполняется точно так же, как и узел, который делается на конце двойной веревки. Благодаря своим многочисленным преимуществам, узел “восьмерка” также очень популярен среди альпинистов.

Выбленочный узел

-3

Первоначально этот узел использовался для привязки лодки к тумбам в гавани, на пристани. Это очень простой узел, и у него есть свои недостатки. Он состоит из двух простых узлов, направленных в разные стороны. Не рекомендуется использовать выбленочный узел при привязке к цилиндрическому объекту, который может вращаться, поскольку почти наверняка такой узел развяжется.

Этот узел также плохо держится на веревках из синтетических волокон и в тех случаях, когда нагрузка узла ослабевает или ее интенсивность значительно меняется. Поэтому в настоящее время для швартовки судов используются другие узлы с фиксированной или свободной петлей на тумбах, а натяжение веревки регулируется швартовкой на борту лодки.

Выбленочный узел может пригодиться при привязке веревки к кольцу. Когда узел еще не загружен, его легко отрегулировать, поэтому длину веревки можно легко изменить. Даже в этом случае рекомендуется закрепить свободный конец веревки хотя бы другим простым узлом. Большим преимуществом выбленочного узла является то, что его можно относительно легко развязать даже после того, как его плотно затянут.

Беседочный узел

-4

Этот узел очень универсален и является одним из самых известных узлов не только среди моряков. Чаще всего он используется для образования фиксированной петли на конце веревки. Он очень надежен, не смещается и, следовательно, не снижает прочность связки. Его очень легко ослабить, даже если он плотно затянут. Чтобы он работал правильно, завязывать его нужно плотно.

Беседочный узел - отличный помощник при швартовке к кольцу, тумбам и в других подобных местах. Можно даже использовать два таких узла для соединения веревок, хотя для этого есть более элегантные и надежные решения. Беседочный узел также можно завязать на двойной веревке, чтобы получился прочный узел с двумя петлями, каждую из которых можно завязать отдельно. Стоит потренироваться в быстром и точном завязывании беседочного узла, в море он точно будет полезен.

Беседочный узел также был весьма популярен среди альпинистов, пока не проявились некоторые условия, при которых он развязывался, и альпинисты погибали. В итоге в мире альпинизма им перестали пользоваться. На веревках с плетеным сердечником (а это все альпинистские веревки) этот узел ненадежен.

Штык со шлагом

-5

Этот узел еще иногда называют рыболовным галстуком. Узел надежный и прочный. Он используется для привязки лодки к кольцу или оборудования к кольцам ремней безопасности. Двойная петля закрепляется двумя дополнительными петлями.

Крепительный узел

-6

Строго говоря, наматывание веревки на судовую утку - это не совсем узел. Однако это не умаляет его важности для мореплавания. Это одно из самых полезных занятий на лодке, где есть веревки. Веревка прочно крепится к судовой утке за несколько восьмерок. Стоит убедиться, что конец веревки, “покидающий” лодку, образует как можно более острый угол с продольной осью утки, чтобы сама утка зацеплялась как можно сильнее в продольном направлении и как можно слабее в поперечном направлении.

На то, чтобы сделать крепительный узел, требуются, как правило, несколько секунд. В общем, лучше научиться завязывать его всеми возможными способами: слева, справа, вверх ногами и с завязанными глазами, потому что он вам точно понадобится. Умение хорошо привязать судно всегда очень полезно.

Прямой узел

-7

Вы можете знать его по летним лагерям (если они были посвящены морской теме) как “квадратный” узел. На яхте его называют рифовым, только формально в рифовом узле добавляется петля, которая облегчает его развязывание (рифовый узел - это разновидность прямого узла). Прямой (и, особенно, рифовый) узел используется для взятия рифов на парусах и закрепления парусов, а также для привязки рифовых канатов вокруг гика. Он формируется путем завязывания левого верхнего узла, а затем правого верхнего узла, или наоборот.

Это создает красивый и плоский, аккуратно сидящий узел на свернутом парусе. Вы даже можете использовать его, чтобы завязать шейный платок, не беспокоясь о том, что узел будет давить на горло. Однако его не рекомендуется использовать для соединения веревок, так как для этого существуют гораздо более подходящие и надежные узлы. На судне единственное реальное применение рифового узла - это рифовка (взятие рифов на парусе). Если грот скатан на мачту, вам, вероятно, вообще не потребуется использовать этот узел.

Кунгурский узел

-8

Популярный парусный узел для надежного соединения двух веревок, который можно относительно легко развязать даже после сильной затяжки. На самом деле он состоит из двух переплетенных простых узлов. Овладение спецификой этого узла очень важно, так как его можно легко перепутать с охотничьим узлом, который гораздо менее надежный.

Плоский (стопорный) штык

-9

Это узел из семейства скользящих узлов, используемых для передачи веса с одной веревки на другую, при этом узел заклинивает в одном направлении. По своей природе узел работает лучше всего, когда он завязан на веревке значительно более тонкой. Однако на некоторых современных материалах он может не работать, например, с полипропиленовым канатом.

Шкотовый узел (брамшкотовый узел)

-10

Шкотовый узел используется для соединения двух веревок разного диаметра, когда разница диаметров не слишком велика. На более толстой веревке делается простой узел, а более тонкий наматывается на нее. Этот узел хорошо держится только на веревках, находящихся под постоянной нагрузкой, в противном случае он имеет тенденцию развязываться. Наибольшая стабильность достигается, когда свободные концы двух веревок заканчиваются на одной стороне узла.

Если диаметры веревок разные, рекомендуется брамшкотовый узел. Это означает, что мы дважды оборачиваем более тонкую из двух веревок вокруг более толстой. Опять же, важно сначала обернуть более короткий конец толстой веревочной петли. Это единственный способ убедиться, что концы обеих веревок выходят из узла с одной и той же стороны, обеспечивая максимальную устойчивость узла.

Типы веревок и канатов

Сами веревки можно примерно разделить по используемому материалу и вязанию. Веревки из полиамида (PA) очень эластичны, но не плавучие и частично теряют прочность во влажном состоянии. Они в основном используются для постановки на якорь, швартовки и в качестве буксирных тросов везде, где необходимо поглощать сильные рывки. Полипропиленовые (PP) веревки хорошо плавают и производятся в ярких цветах, что способствует их использованию в качестве спасательных веревок.

Современные веревки из полиэтилена (PE) известны своей прочностью и жесткостью, и они хорошо выдерживают контакт с водой. Искусственные веревки могут быть сопоставимы по прочности со стальными канатами. Полиэтиленовые веревки широко используются на мощных яхтах.

Веревки из полиэстера (PES) так же прочны, как и нейлоновые, и на их прочность почти не влияет вода. Волокна PES очень гибкие, устойчивые к истиранию и значительно меньше растягиваются, чем нейлон. Их часто комбинируют с полипропиленом для достижения высокой прочности.

Такие веревки могут быть скручены (левосторонние или правосторонние) или сплетены. Это создает множество комбинаций, каждая из которых имеет свои варианты подходящего использования.

-------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal -
https://t.me/YachtsmanJournalRussia