В Ростове Великом, да и по всей Ярославской области продают очень много финифти. Это главный местный промысел. Он знаменит и известен уже несколько веков.
Но изделия с эмалью, конечно, придумали не в Ростове, просто здесь промысел больше всего прижился. Когда-то мастерство эмали пришло на Русь из Византии, а уже здесь приобрело свои специфические русские черты. Изначально финифть использовалась для декора икон и разной церковной утвари. А уж потом пришла и в сферу украшений.
В советские времена финифть была модной, о ней мечтали, ее дарили, передавали по наследству. Но в 21 веке финифть стала восприниматься как пережиток прошлого. Я писала о музее финифти в Ростове Великом и там в комментариях очень многие женщины говорят, что финифть – это бабушкинский стиль, что она старит и что они такое носить не будут.
Но есть в мире другая версия украшений с эмалью. Это знаменитая австрийская марка Freywille. По сравнению с ростовской финифтью, это совсем молодое производство (марке около 70 лет). По технике это тоже эмаль. Только австрийцы работают исключительно с драгоценными металлами.
Но Freywille продается по всему миру, носить их изделия престижно и многие знаменитости щеголяют в их изделиях. А вот ростовскую финифть что-то я ни на ком не видела. Даже Надежда Бабкина не носит, хотя, казалось бы, это ее тема.
Так почему наша финифть не может выйти на такой же уровень популярности? Разглядывая финифть в Ростове, я думала о том, что многое действительно сильно устарело. Все эти ромашки и розочки сегодня совсем не актуальны. Хотя мастера и пытаются разнообразить ассортимент.
Но все же основная масса знакомые до боли цветочки. Выбрать себе что-то сложно. Но с другой стороны павловопосадские платки тоже воспроизводят столетиями одни и те же рисунки, а популярности не теряют, и даже всплески моды на них бывают.
Но моды на финифть я лично не припомню. А вот Freywille – это и модно, и престижно. Хотя и очень дорого. Может в этом залог успеха? Финифть слишком дешевая? Или просто никому не нужно развивать бизнес на финифти и выводить ее на новый уровень популярности? Скорее всего так и есть. Я уже писала про магазин при фабрике в Ростове. Так продавцы там точно в продажах не заинтересованы. И ничего не делается, чтобы привлечь покупателя. Наверное, всех и так все устраивает. Как вы думаете?
А ведь было бы круто сделать финифть нашим национальным брендом, о котором бы мечтали женщины всего мира и покупали в дьютиках, и гордились бы… Но, увы.
А как вы думаете, вообще нужно ли думать о популяризации наших промыслов? Или пусть все идет, как идет?
Читайте также: