Появление первого переднеприводного хетчбека ВАЗ-2108 было встречено с восторгом в СССР, но все прекрасно понимали, что эта машина как-то не сильно подходит на роль семейного советского автомобиля. Поэтому появление пятидверного автомобиля в этом же кузове было лишь вопросом времени. Но почему нельзя было сразу выпустить «восьмёрку» и «девятку»? На то были свои причины. Впрочем, сейчас я расскажу вам про это более подробно.
ВАЗ благополучно выпускал классические седаны, которые даже неплохо продавались за рубежом, но время шло, и к концу 70-х годов стало ясно, что продажи за рубежом постепенно падают. Хотя та же Нива продавалась хорошо, но седаны были особо никому не нужны, так как в Европе теперь котировались хетчбеки с передним приводом. В самом Советском Союзе и седаны ВАЗ разбирались сразу же, на них была многолетняя очередь, но стране нужна была валюта, так что приходилось ориентироваться на Запад.
Поэтому завод ВАЗ начал разрабатывать сразу три новых модели – трёх и пятидверные хетчбеки и седан на их основе. Все эти автомобили должны были получить переднеприводную компоновку. Но так как модели были новыми, было неясно, будут ли они пользоваться спросом. Поэтому решено было сначала выпустить ВАЗ-2108, а уже потом «девятку» и ВАЗ-21099.
Хотя логично было бы выпустить сначала пятидверный хетчбек, но «восьмёрка» была дешевле в производстве, поэтому её было решено выпускать первой, чтобы минимизировать издержки, если что. Хотя, честно говоря, советские люди разобрали бы всё, я до сих пор помню, как в то время сложно было приобрести даже б/у автомобиль, никто особо не хотел их продавать даже по завышенным ценникам.
ВАЗ-2109 начал серийно выпускаться с 1987 года, и это был автомобиль более семейного типа, чем та же «восьмёрка». Уже в 1988 году «девятка» смогла перегнать ВАЗ-2108 по продажам, и после этого до конца производства оставалась в лидерах.
Изначально на ВАЗ-2109 устанавливали мотор рабочим объёмом 1,3 литра, но в 1988 году начали разрабатывать двигатель объёмом 1,5 литра. Под этот мотор пришлось разрабатывать новую пятиступенчатую коробку. С 1994 году «девятки» перестали быть карбюраторными, появились инжекторные моторы. Кроме того, именно на «девятки» стали устанавливать разные навороты вроде автоматических стеклоподъёмников и так далее.
Кстати говоря, ВАЗ-2109 прославился и в Европе, благодаря удачному стечению обстоятельств. В 1986 году из Лиссабона в Москву на автомобиле приехали два журналиста. Ехали они на автомобиле Остин Монтего, и затратили на дорогу всего 51 час 30 минут. Результат для 1986 года был более чем достойным, поэтому, когда в Лиссабон пригласили советских журналистов, тех тоже решили отправить на автомобиле, причём главной задачей было побить рекорд «проклятых буржуев», и доказать, что наши серийные автомобили не только не хуже, но и превосходят зарубежные.
Для поездки была выбрана серийная ВАЗ-2109, которую серьёзно доработали перед поездкой. Машина получила литые диски и электронное зажигание, при этом качество её сборки было несравненно лучшим, чем обычно. В общем, наши журналисты доехали до Лиссабона всего за 45 часов, побив тем самым рекорд.
После этого пробега ВАЗ-2109 стал популярен в Европе, но не сказать, чтобы очень сильно, так как там уже появились автомобили нового поколения, вроде Сиерр, Кадетов и так далее, с их характерными плавными обводами кузовов.
Пишите в комментариях, как вы относитесь к ВАЗ-2109, и не забывайте подписываться на мой канал!