Когда-то на месте современного храма стояла небольшая деревянная церквушка. В 1834 году её поделили между жителями, переезжавшими из прихода в другое поселение, и остающимися. Переселенцы заплатили старожилам половину стоимости храма, разобрали и перевезли церковь к себе. В апреле того же года началось строительство нового кирпичного храма.
Он служит прибежищем всех православных верующих Лысых Гор и окрестных сёл до сегодняшнего дня. 1 ноября (14 ноября по новому стилю) 2020 года юбилей этого храма – 180 лет со дня открытия и освящения его по благословению Преосвященного Епископа Тамбовского и Шацкого Арсения в 1840 году.
Из Шацка в окрестности Тамбова
История церкви святых бессеребренников Косьмы и Дамиана уходит во времена освоения некогда «Дикого поля» и заселения Тамбовского края в первой половине XVII века. Именно тогда царь и великий князь Всея Руси Алексей Михайлович своим указом переселил из Беломестной слободы Шацка 100 казачьих семей на Лысую Гору. Новое поселение, так и названное – Лысые Горы, состояло из 4 слобод: Беломестная, Солдатская, Козмодемьяновская и Красногородская. Каждая со своим общественным земельным наделом, церковным приходом и небольшой деревянной церковью.
Первая деревянная церковь Косьмы и Дамиана по преданиям находилась на правом высоком берегу реки Челновой, напротив нынешнего храма. Точное время открытия прихода установить не представляется возможным. В документах 1659 года о церкви нет ни слова, а вот в 1676 году в «Книге окладныя Танбову городу и Козлову и Танбовския и Козловския десятины дозору и окладу» появилась запись: «Церковь святых чудотворцев Казмы и Дамьяна в Красном городке. ... Да в приходе ... всего 137 дворов».
В период с 1812 по 1828 год число прихожан церкви Косьмы и Дамиана колебалось от 259 до 432 дворов с населением от 2 до 3,5 тысячи человек. Происходило это из-за переселения лысогорцев на новые земли и основания ими новых населённых пунктов: Беломестной Криуши и Двойни, Христорождественской и Козмодемьяновской Суравы, Козмодемьяновской и Красногородской Криуши, Незнановки и других. В это же время начинает набирать обороты массовое переселение жителей Тамбовщины в Оренбуржье, Алтай, Сибирь и Дальний Восток.
Переселяясь на новое место, бывшие жители лысогорских слобод давали имена своим храмам, как на прежнем месте жительства. Оттого и церкви во вновь заселяемых сёлах как в Тамбовской губернии, так и в далёких регионах – Богоявленские, Христорождественские, Михаилоархангельские и Козмодемьяновские. Даже в этом проявлялась незыблемая духовность православного русского человека, его неистребимая историческая память о своих истоках и корнях.
О старом евангелии и людях
В начале XIX века приход, судя по описаниям того времени, был бедным: «…кроме двух евангелий с серебряными наугольниками, нет ни одной сколько-нибудь ценной вещи». Несколько изменилась ситуация с приходом на службу о. Тимофея. Этот деятельный священник обогатил церковную ризницу более чем 20 предметами утвари и одежды, 14 книгами.
К слову, о настоятеле и вообще о священнослужителях, посвятивших жизнь на Тамбовской земле служению богу и людям. Отец Тимофей – из рода священников, представители которого многие годы несли службу в различных храмах Тамбовской епархии, работали в церковно-приходских, земских, а после революции – в советских школах Тамбовской губернии. Его дед – пономарь Кондратий Иванов – стал священником в 1789 году. Отец его – Антон Кондратьев – был вторым штатным священником той же церкви.
Деятельность отца Тимофея выходила далеко за рамки его пастырских обязанностей, круг его интересов охватывал все стороны тогдашней жизни. К нему часто обращались за благословением и за житейским советом, причём не только крестьяне. Нередко к священнику приходили прихожане более высоких сословий.
История Космодамиановской церкви связана и с другими известными именами. С 1842 года и до своей смерти в 1852-м здесь служил о. Иван Быстров, затем – его сын, Василий Иванович Быстров. В Лысых Горах родились его дети. Восемь из 16 стали врачами. К примеру, Пётр Васильевич, доктор медицинских наук, заслуженный врач РСФСР, 47 лет был главным патологоанатомом Тамбовской области. Михаил Васильевич – известный врач-хирург, его имя присвоено районной больнице Моршанска.
Сын дочери Ольги стал видным деятелем Русской православной церкви – митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Он был ближайшим сподвижником Патриарха Алексия (Симанского), был инспектором учебных духовных заведений страны, организовал и более 30 лет возглавлял издательский отдел Московской патриархии, был также активным участником международных сношений РПЦ.
Оплот веры – сквозь годы
Шли годы, полыхали войны и революции. Немало трагических событий пережил Космодамиановский храм. Настоятели, церковнослужители и простые прихожане приняли и достойно вынесли всю тяжесть гонений на православие, жернова репрессий, разделили со всей церковью удел великомучеников российских.
И несмотря ни на что, до сего дня остаётся храм оплотом веры православной, примером сохранения исторической памяти, надежды и веры в грядущее. При церкви действует воскресная школа. Дважды в год проводятся торжественные проводы в армию призывников со всего Тамбовского района, торжественные богослужения с участием учителей и учеников областной православной гимназии, воскресных школ из города Тамбова и соседних районов.
Тщанием бывшего настоятеля о. Олега здание церкви активно реставрируется на пожертвования прихожан. Благоустроена территория, в том числе и прилегающего кладбища. Из дорогого природного камня и металла с большим художественным вкусом построена паперть.
На лысогорском кладбище восстановлена часовня Архангела Михаила, построенная в 1801 году, сооружён мраморный поклонный крест всем православным односельчанам, погибшим при защите Отечества. А самое главное – полнится число прихожан и, что отрадно, в немалом числе за счёт молодёжи. С юбилеем тебя, славный сельский храм Притамбовья!
Сергей Кочуков, село Лысые Горы Тамбовского района
Фото: Алексей Бучнев
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»