Была в свое время такая популярная детская песенка:
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится, крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
И в самом деле – что? Славное прошлое или неясное будущее?
Помнится, нас водили в детстве на экскурсию. Мы шли недружной толпой и ровным счетом не понимали, о чем это так распинается экскурсовод. Потом нас принимали на крейсере в пионеры, играл горн с сияющем на солнце раструбом, мы давали клятву, набережная была нашим любимым местом для прогулок. Мы влюблялись на фоне трех труб, вросших в самое, казалось, небо, дрались и взрослели...
Да и вообще крейсер Аврора, расположенный на Петроградской набережной возле моста имени лейтенанта Шмидта давно стал символ города, его силуэтом, который отображен во всех туристических буклетах. Туристическая тропа проходит и через этот, давно ставший легендой корабль.
Мы думали, что Аврора здесь была и будет всегда!
Но мало кто знает о том, что вместо легендарного крейсера на том самом месте, где некогда стоял именно он, теперь находится муляж!
А где же, спросите вы, настоящий крейсер Аврора?
Обо всем по порядку.
Проектирование и строительство крейсера началось еще в конце ХХ века для отражения возможного вторжения немцев на Балтику. Корабль водоизмещением свыше 6000 тонн был готов в 1903 году.
Аврора успела даже повоевать в русско-японской войне, но, однако в историю она вошла не столько, как боевой корабль, сколько, как символ революции 1917 года.
Собственно, обессмертила крейсер Аврора известные кадры фильма Михаила Ромма «Ленин в октябре», когда с выстрела одного из боковых орудий начинается восстание и толпы вооруженных рабочих и крестьян бегут штурмовать Зимний дворец.
По одной из версий Аврора стреляла боевыми снарядами по Зимнему. Согласно другой версии - был один холостой выстрел. А позднее некоторые историки выдвинули гипотезу о том, что никакого выстрела и вовсе не было.
Поскольку положение корабля таково, что Зимний расположен не на расстоянии прямой видимости и ему до дворца никак не добить.
Было - не было. Важно, что командир этого орудия по фамилия Огнев вошел в историю. А за ним вошла, вернее вплыла Аврора и заняла в событиях минувших дней одно из центральных мест.
Ну что точно можно сказать со всей определенностью, так это, что легендарный крейсер сражался в Великую отечественную, прикованный к причалу. Он был вместе со своим городом в этот трудный час.
Правда очень долгое время Аврора служила верой и правдой революционному мифу. Но в перестройку, когда все знаки о оценка исторических событий поменялись с плюса на минус, Аврора в качестве символа красного переворота (о революции старались не упоминать) стала не нужна.
Но время-то шло, и корабль нуждался в ремонте, но вместо этого его попросту сдали в утиль.
Кроме того, в 2010 году она была выведена из состава ВМФ России и передана на баланс Военно-историческому музею. И чуть позже Аврору списали и из музейного фонда передали коммунальщикам, а те, сославшись на то, что у них нет денег на ремонт крейсера, потеряли к нему всякий интерес.
То, что видит дежурный турист, которого привезли на автобусе или прогулочном катере - это муляж. Да, внутреннее убранство корабля осталось прежним, но сама Аврора, ее подводная часть, находится у поселка Ручьи Кингессепского района.
Еще в середине 80-х жители окрестных сел разобрали его на хозяйственные нужды, и сегодня от некогда славного корабля практически ничего уже не осталось.
Жаль. И дело даже не в том, как мы относимся к событиям, названным Октябрьской революцией. Дело в нашей памяти, которая с некоторых пор почему-то стала очень выборочной.
Для нас же Аврора была любимым местом для романтических встреч. Неужели прав был Бродский, который написал: «оглядываясь, мы видим только руины...»?
И все же, когда я бываю в Питере, и гуляю вдоль по Петроградской набережной, я всегда вспоминаю слова старой детской песенки:
Волны крутые, штормы седые,
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбу людей...
Я вспоминаю нашу славную Аврору!