Найти в Дзене
Mike Fiesta

Как проходят краш-тесты раллийных машин

Недавно ФИА опубликовала фотографии с очередных таких испытаний. Его прошли все модели, которые заводские команды выставляют в чемпионат мира. А вы знали, что раллийные машины тоже подвергают краш-тестам, вместе с каркасами безопасности? На самом деле очень важная вещь, ведь во время аварий на раллийных спецучастках машина порой испытывает колоссальные перегрузки. К примеру, во время ралли Монте-Карло 2020 года эстонский экипаж чемпиона мира Отта Тянака на Hyundai i20 Coupe WRC испытал перегрузки в 24G! И после этого ребята вышли из машины живыми и здоровыми. Ну так полежать, отдохнуть чуток, пришлось конечно: Вот как это было в движении: Поэтому каркас безопасности в раллийных машинах должен быть хорошо просчитан, правильно интегрирован в силовую конструкцию. Каркас безопасности и кузов работают совместно, поглощая энергию. Также в уменьшение вреда здоровью экипажа вносят свой вклад — спортивные сиденья с многоточечными ремнями безопасности, гоночные шлемы, система HANS. Что касается

Недавно ФИА опубликовала фотографии с очередных таких испытаний. Его прошли все модели, которые заводские команды выставляют в чемпионат мира. А вы знали, что раллийные машины тоже подвергают краш-тестам, вместе с каркасами безопасности?

Так выглядит каркас безопасности до начала испытаний
Так выглядит каркас безопасности до начала испытаний

На самом деле очень важная вещь, ведь во время аварий на раллийных спецучастках машина порой испытывает колоссальные перегрузки. К примеру, во время ралли Монте-Карло 2020 года эстонский экипаж чемпиона мира Отта Тянака на Hyundai i20 Coupe WRC испытал перегрузки в 24G! И после этого ребята вышли из машины живыми и здоровыми. Ну так полежать, отдохнуть чуток, пришлось конечно:

-3

Вот как это было в движении:

Поэтому каркас безопасности в раллийных машинах должен быть хорошо просчитан, правильно интегрирован в силовую конструкцию. Каркас безопасности и кузов работают совместно, поглощая энергию.

Также в уменьшение вреда здоровью экипажа вносят свой вклад — спортивные сиденья с многоточечными ремнями безопасности, гоночные шлемы, система HANS.

-4

Что касается краш-тестов техники WRC. То они включают шесть видов ударов: фронтальные, боковые, сзади, в крышу, имитация переворота.

На этом фото хорошо видно, что это именно раллийная машина, с прорезанной крышей, для установки воздухозаборника
На этом фото хорошо видно, что это именно раллийная машина, с прорезанной крышей, для установки воздухозаборника

Наибольшее внимание отводится боковым ударам (имитирующим удар о дерево или столб) и поведению передней стойки кузова в верхней части, в месте стыка с крышей (в этом сегменте сильнее всего сминается при переворотах, и при неблагоприятных ситуациях крыша может смяться до головы раллистов).

Форма воздухозаборника на крыше у разных моделей раллийных машин отличается
Форма воздухозаборника на крыше у разных моделей раллийных машин отличается

Впереди у безопасников ещё много работы, потому что скоро раллийные машины станут гибридными, об этом уже официально объявлено, с 2022 года мы такие увидим. Чуть позже и электрические должны пойти. Напомню, в ралли-кроссе они уже гоняют. А там свои нюансы, в связи с расположением батарей, трудности их тушения при возгорании и т.д.

Кстати, в мировом ралли пока только в планах запуск гибридов, а в новозеландском чемпионате уже с 2021 года поедет полностью электрический ралли-кар. Машину на базе Hyundai Kona EV сделали австралийцы из Paddon Rally Sport при активном участии всё тех же австрийцев из STARD и их шефа Манфреда Штоля, про которых я говорил в прошлом посте, про ралли-кроссовые электрички. И сама электроустановка именно "стардовская", едут электрокары с её моторами вроде быстро, но звук…, а точнее его отсутствие…, печаль…

Фото: Paddon Rallysport
Фото: Paddon Rallysport

Сами характеристики электрокара на бумаге крутые. "Кона" может на максимуме выдавать аж 800 кВт (1072 л. с.)! Но весит при этом она прилично — 1400 кг. Но, постоянно в разговоре про спортивные электрички приходится вспоминать то, что мы в своё время выяснили одними из первых в России, на гоночном треке, в далёком уже 2014 году. При езде газ в пол, батареи быстро перегреваются и не могут выдавать свой максимум, пока чуть не остынут в движении, после чего снова происходит всплеск и потом опять затухание. Профессиональные гонщики, выступавшие на электрокарах подтвердили, что нам не показалось, и это не особенность серийной Tesla Model S, у спортивных электрокаров происходит тоже самое. Поэтому во время раллийных гонок эта Hyundai Kona EV Rally Car будет ехать примерно в пол-мощности, около 500-600 л. с. Что впрочем тоже немало. Это позволит достаточно долго держать хороший темп, без сильных проседаний:

А чтобы не расстраиваться за наше малопонятное будущее, хорошая подборка моментов раллийных сезонов 2019-2020 годов, пока ещё гоняют бензиновые машины, наслаждайтесь))