Минцифры предлагает обязать операторов связи устанавливать системы противодействия телефонному мошенничеству, пишет «Коммерсант». Как это может быть устроено? И почему приведет лишь к возникновению новых проблем?
Фрод и спам повесят на телефонистов
Рост числа преступлений с банковскими картами и счетами в России в 2020 году составил 500%. 95% из них совершаются при помощи методов социальной инженерии с использованием телефонной связи. Но регуляторы пока не очень понимают, что с этим всем делать.
Поиски крайних привели к тому, что Минцифры подготовил законопроект, в котором ответственность за борьбу с «тюремными колл-центрами» и спамерами возложена на операторов связи. Их предлагают обязать устанавливать технические средства для противодействия мошенничеству (фроду) с использованием телефонных номеров и установления источника трафика.
Под фродом на сетях связи законодатели подразумевают трафик, при котором вызов абонента происходит с использованием подменных номеров, специальных технических средств и софта или несанкционированного доступа к операторскому оборудованию. И это в свою очередь приводит к нарушению прав третьих лиц и безопасности сети. Телефонным спамом предлагается считать вызовы или сообщения с целью распространения рекламы без согласия абонента.
Предполагается, что абонент сможет обратиться с жалобой на конкретный номер к оператору, который передаст заявление в специальную систему проверки.
В чем проблемы
Технические и программные решения в области социальной инженерии меняются гораздо быстрее законов, отмечают эксперты. Поэтому закрепление новых понятий и введение требований к установке специальных технических средств явно избыточны. Операторы и так уже используют собственные системы борьбы с мошенниками, и формулировать все это в виде закона смысла нет.
При этом законодатели, похоже, не принимают во внимание, что заявления о спаме могут быть поданы в целях блокировки номеров конкурентов или из хулиганских побуждений, отмечают аналитики. В итоге это приведет к блокировке большого количества номеров добросовестных абонентов и компаний, которые должны будут доказывать, что они не совершали спам-вызовов.
При этом борьба с мошенниками – это все же задача государства, но теперь оно перекладывает ее на частные телекоммуникационные компании. Которые вполне могут потребовать компенсации затрат как минимум на закупку специального оборудования, не говоря уже о его развертывании. При этом самые серьезные проблемы могут возникнуть у небольших региональных операторов, которым будет просто не под силу выполнять требования федерального закона.
В общем, пока что история про звонки из «службы безопасности “Сбербанка”» продолжает висеть в воздухе. ЦБ, МВД, банки и операторы связи спорят о том, кто должен бороться с преступниками. В итоге на передовой пока что оказываются обычные граждане, которые должны как-то сами разбираться с валом мошеннических звонков, который только вырос во время эпидемии, а методы грабителей стали весьма изощренными.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал