Одно из грустных явлений современной жизни заключается в том, что человек сосредоточен только на этой текущей и быстро уходящей жизни и совсем не думает о том, что ждет его после смерти.
Увы – это во многом характерно и для христиан, которое тоже часто «увлекаются» всеми проблемами этой жизни и мало помнят о том, что ждет их в Царстве Небесном.
А ведь если бы мы чуть больше задумывались об этом, то насколько же легче нам было жить, потому что ожидаемое будущее согревало нас и светило впереди горящим маяком.
Ведь в Евангелии нам дано такое обетование о будущей жизни в Царстве Небесном:
«…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». 1 Кор. 2.9.
Что бы мы не воображали, как бы не представляли себе будущую жизнь, какие бы блага там не рисовали, там все равно будет лучше.
Эта истина трудно укладывается в наших мозгах, зато ею жили и глубоко ее переживали многие святые. В частности наш знаменитый великий святой подвижник – Серафим Саровский. Вот его слова на эту тему:
Удивительные и даже поразительные слова. Они как нельзя лучше иллюстрируют поднятую нами тему.
Действительно, что отвратительнее и ужаснее можно себе представить, чем жизнь в яме с червями. Причем – вся жизнь, не месяц, не год, не десятилетие даже, а вся жизнь.
В некоторых других редакциях этих слов св. Серафима сказано, что эти черви еще и постоянно грызут тебя, ибо ты сидишь погруженным в их зловонную жижу по шею.
Ради чего можно согласиться на такую жизнь? Кажется, нет – невозможно! Бред то, что ради чего-то можно согласиться на такую жизнь! Разве что сумасшедший будет готов на такое.
И тем не менее, у нас нет оснований не доверять великому русскому святому. Он знал, о чем говорил, ибо непосредственно переживал присутствие Царства Небесного в себе самом, о чем свидетельствовали все, кто с ним близко общался. (В частности помещик Мотовилов, который видел исходящее от св. Серафима сияние и беседовал с ним на эту тему.)
Да, выходит только наше маловерие и наша роковая прикованность к этой жизни мешает нам поверить в истинность слов св. Серафима. Мы просто не можем вообразить себе всей ценности будущего Царства Небесного. Иначе бы легко с ним согласились.
Кто-то из маловеров и кощунов станет сомневаться и в словах св. Серафима Саровского. Дескать, мало ли что можно сказать на этот счет, тем более что проверить ничего невозможно.
Однако у нас есть некоторые доказательства правоты его слов. Это – свидетельства смерти и посмертного состояние некоторых православных подвижников.
Некоторые из них перед смертью удостаивались увидеть приближение наступающего для них Царства Небесного, кто-то даже успевал об этом сказать.
Но самое удивительное, что после их смерти (точнее – успения) на их лицах (ликах) оставался отпечаток этой радости, которую они успели пережить еще до того, как расстались с этой жизнью.
И этот отпечаток уже навсегда оставался запечатленным на их ликах, как доказательства того, что они пережили ту самую радость, о которой упоминалось и в Евангелии, и св. Серафимом.
Вглядитесь в их посмертные фотографии. В них ясно вместо предсмертного ужаса, казалось бы естественного для любого человека, - радость наступающего для них Царства Небесного.
Так что не будем сомневаться в истинности слов св. Серафима Саровского.
Собственно, яму с червями можно понимать и метафорически. Наша жизнь – это действительно во многом и есть та самая грязная червивая «яма», а черви – это все то зло, которое нас окружает и «грызет» всю нашу жизнь.
Но у нас есть великое обетование о Царстве Небесном и радости, которая нас там ждет. Будем же мужественно переносить все мучения от грызущих нас «червей» и терпеливо ждать предстоящей нам несказанной радости.