Вчера, 15 ноября, истёк срок, когда Всероссийская федерация лёгкой атлетики (ВФЛА) рекомендовала представить заявки на выборные должности для участия во внеочередной отчётно-выборной конференции ВФЛА, назначенной на 30 ноября. На официальном сайте ВФЛА опубликовано, что кандидатами в президенты ВФЛА стали пять человек, а кандидатами в президиум ВФЛА (из членов которого будут выбираться первый вице-президент и вице-президенты) – 45. В списках возможны дополнения, однако на расстановку сил это не повлияет. Заранее рассказываем, кто через две недели возглавит ВФЛА.
Прежде всего, необходимо сказать, что 15 ноября – условная крайняя дата для подачи заявок кандидатов на выборные должности в ВФЛА. В Уставе ВФЛА нет никаких ограничений по срокам выдвижения, а значит, об участии в выборах человек может заявить даже непосредственно на конференции 30 ноября (конечно, в случае, если была соблюдена процедура выдвижения от региональной федерации). Впрочем, вариант, что в последний момент появится мощный кандидат в президенты – практически исключён. Российские спортивные власти потратили на поиск «своего человека» на пост президента ВФЛА – около трёх месяцев (о назначении внеочередной конференции ВФЛА и новых выборах президента было объявлено ещё 10 августа).
Место во главе ВФЛА предлагали высокопоставленным выходцам из силовых ведомств. В частности, называли имя генерал-полковника полиции Михаила Кийко – он в 2009-2018 годах занимал должность заместителя директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также работал в компаниях «ЮКОС», «Лукойл», «Зарубежнефть», «Алмаз-Антей», «Объединённая зерновая компания». Искали резервы в регионах. Например, сватали министра спорта Республики Татарстан Владимира Леонова. Но со стороны желающих разгребать авгиевы конюшни российской лёгкой атлетики – не нашлось. В качестве запасного варианта рассматривали, что президентом ВФЛА станет директор по спорту Олимпийского комитета России Андрей Конокотин, летом назначенный генеральным секретарём ВФЛА.
В итоге, кандидатом в президенты ВФЛА от власти стал – Пётр Иванов, генеральный директор «Федеральной пассажирской компании» (дочерней компании «РЖД») и президент Федерации триатлона России с 2016 года. Руководствовались двумя моментами. Во-первых, Иванов должен контролировать средства «РЖД», которая станет спонсором ВФЛА. Во-вторых, ходят разговоры, что Федерацию триатлона России хочет возглавить Ксения Шойгу, дочь министра обороны РФ и руководитель проекта «Лига героев» (военно-спортивная игра «Гонка героев», полумарафон «ЗаБег.РФ» и т.д.). Сказать об Иванове, как о спортивном руководителе, по большому счёту, нечего. Кроме того, что принятая им концепция подготовки сборной России по триатлону оказалась провальной, результаты многолетних лидеров снижаются, а новых имён не появилось. Наша команда не отобралась на Олимпийские игры в Токио через эстафетный отбор, а лучшие позиции в личном олимпийском рейтинге – 50-е место и у мужчин, и у женщин.
Тем не менее, реальной альтернативы Иванову на выборах президента ВФЛА – нет. Можно, конечно, нафантазировать протестное голосование, с учётом того, что два других кандидата от власти – Дмитрий Шляхтин и Евгений Юрченко, став президентами ВФЛА, не только не решили проблемы российской лёгкой атлетики, а усугубили ситуацию. Но, во-первых, голосовать на конференции будут, в основном, такие же спортивного чиновники, только регионального уровня – с соответствующим менталитетом. Во-вторых, они уже получили «ценные указания» поддержать Иванова. А в-третьих, сильного альтернативного кандидата легкоатлетическое сообщество так и не выдвинуло.
Конечно, обращает внимание фигура Ирины Приваловой. Олимпийская чемпионка. Без каких-либо допинговых следов в карьере (пусть она и пришлась на до-ВАДАвскую эпоху). Но у неё нет ни команды, ни ресурсов, ни опыта для решения стоящих перед ВФЛА задач. После завершения спортивной карьеры Привалова занималась семьёй и тренерской работой в МГУ. Сейчас она – старший преподаватель кафедры физвоспитания и спорта МНУ, руководитель учебного отделения циклических видов спорта, руководитель сборной МГУ по лёгкой атлетике. Членство в президиуме ВФЛА пришлось на 1992-2000 годы, когда была действующей спортсменкой; в женском комитете Международной федерации легкоатлетических федераций (с заседаниями два раза в год) – на 2007-2011 годы. В этой ситуации глупо говорить об опыте и владении вопросами. Привалова – тот вариант, про который говорят: хороший человек – не профессия.
Три других кандидата в президенты ВФЛА – президент Федерации лёгкой атлетики Москвы Олег Курбатов, менеджер легкоатлетов Михаил Гусев и организатор студенческих мероприятий Андрей Шляпников – абсолютно не проходные. Курбатов недавно вернулся в руководство московской лёгкой атлетики, но пока никак не показал, что способен решить хотя бы региональные проблемы (отсутствие легкоатлетической инфраструктуры, засилье на параллельном зачёте спортсменов из других регионов, вопросы с подготовкой резерва, ситуация с антидопинговым обеспечение…) Гусев и Шляпников, безусловно, понимают глубину проблем. Но, к сожалению, не владеют даже минимальным инструментарием для их решения. Отдельно отметим, что Курбатов, Гусев и Шляпников не были допущены до выборов на предыдущей конференции ВФЛА (28 февраля 2020 года) в связи с несоответствием специальным критериям, которые касались антидопинговых нюансов.
Список кандидатов в президиум ВФЛА – длинный и разнообразный. Там и четырёх кандидатов в президенты (все, кроме Иванова). И известные разными активностями и достижениями Светлана Абрамова (действующий спортивный директор ВФЛА), Эдуард Безуглов (действующий член президиума, главный врач сборной России по футболу), Михаил Бутов (генеральный секретарь времён президентства Валентина Балахничева), Павел Воронков (менеджер легкоатлетов), Наталия Иванова (главный тренер сборной Москвы). И бывшие легкоатлеты – Радион Гатауллин, Вячеслав Иваненко, Богдан Пищальников, Павел Софьин, Иоланда Чен, Людмила Чернова. И региональные лидеры – Дмитрий Акишев, Андрей Аникеев, Камран Бабаев, Александр Богачев, Сергей Воробьёв, и организаторы мероприятий, и спортивные судьи.
При желании, во главе ВФЛА можно сформировать действительно рабочий руководящий состав с сильными личными компетенциями. Посмотрим, как получится на этот раз.