Бикини вошли в массовую культуру 5 июля 1946 года, когда французский дизайнер Луи Реар придумал женский купальный костюм с разделенным верхом и низом. Точнее не придумал, а запатентовал за ним название "бикини", которое позаимствовал у атолла Бикини в Тихом Океане, где в 1946-м проводились ядерные испытания. Ход мысли дизайнера был простым: разделенный атом - разделенный купальник. Спор о том, что это было, не утихает до сих пор. С одной стороны, есть версия, что все это операция американских спецслужб с целью перевести внимание общественности с ядерных испытаний на что-то более приятное, пусть и не менее спорное для 46-го года. С другой - возможно дизайнер просто удачно поймал хайп, превратив его в прибыльный бизнес. Возможно обе версии верны.
Если к середине 1950-х бикини прописались на пляжах, то чтобы попасть в кино разделенный купальник прошел долгий и тернистый путь. В Голливуде с 1934 по 1967-й действовал ультраконсервативный кодекс Хейса, препятствовавший попаданию на экран почти всего, что выходило за рамки представлений католической церкви. Последний прямо запрещал любые намеки на наготу и чувственность, а также не разрешал демонстрировать на экране запрещенные вещества и вкладывать в уста персонажей обсценную лексику.
Первым фильмом, представившим бикини в кино во всей красе, стала "Манина, девушка в бикини". В кино первую крупную роль сыграла Брижит Бардо, которая и перевоплотилась в вынесенную в название героиню в бикини. "Манина, девушка в бикини" - тот случай, когда название фильма полностью соответствует его содержанию. До американского проката фильм добрался только в 1958-м году и не попал под действие кодекса Хейса, так как демонстрировался в арт-хаусных кинотеатрах. Лазейка заключалась в том, что обязательным к выполнению положения кодекса были только для фильмов, которые демонстрировались в принадлежащих "Американской ассоциации кинокомпаний" кинозалах. Для независимого кино, фильмов категории "Б", произведений европейского кинематографа существовали свои кинотеатры. Их было мало, они в основном располагались в крупных городах США (если говорить о европейском кино), но там можно было посмотреть на женщин в бикини. В связи с этим в США в конце 50-х - начале 60-х даже велись споры о том, как классифицировать европейскую классику, например "Сладкую жизнь" Феллини: как арт-кино или как "эксплуатацию непристойности"? Есть мнение, что кассовый успех итальянского и французского кино на американских экранах в начале 60-х - результат не художественных достоинств, а невиданного для американского зрителя тех лет уровня откровенности.
Если к началу 60-х в европейском кино бикини стали нормой, в США старые устои уходили долго и мучительно. В 1962-м году, когда во Франции вовсю бушевала новая волна, а уровень откровенности ранних фильмов Годара ("Презрение") и Трюффо ("Стреляйте в пианиста") вышел далеко за пределы того, что можно было увидеть в голливудском кинопроме, на экранах появился первый фильм бондианы "Доктор Но", шокировавший американских зрителей сценой выхода из воды Урсулы Андресс.
Примерно в то же время в США стараниями независимой компании American International Pictures появляется жанр "Пляжного кино", первый фильм которого ("Пляжная вечеринка") выходит в 1963-м году. При скромных бюджетах и отсутствии проката в крупных сетях фильмы умудряются собирать в 5-10 раз больше затраченных на их производство средств исключительно за счет демонстрации бикини в кадре. Этот факт особенно забавен, если учесть, что в середине 60-х вовсю гремела "хиппи-революция".
Примерно в это же время бикини появляются и в советском кино. Если в "Полосатом рейсе" 1961-го купальники были закрытыми, то уже в 1965-м в "Операции «Ы» и других приключениях Шурика" тема оказалось раскрытой. Кстати, именно начало и середина 60-х - то время, когда советское кино максимально приблизилось к голливудскому: выходили как голливудские по сути комедии Гайдая, так и масштабные исторические эпики, например, "Война и мир" Бондарчука. До и после различий было значительно больше.