Фраза хорошо известна по не очень приличным анекдотам о поручике Ржевском, но придумал ее не какой-нибудь шутник или писатель-сатирик. Она принадлежит человеку, который, кажется, был лишен чувства юмора.
Автор этого высказывания — Павел I. Произнес он ее в отнюдь не шутливой форме.
Дело было так.
Герои этой истории — некий генерал Лавров, жена Лаврова и трое молодых и красивых гусаров.
Генерал любил выпил да покутить. В жены были другие интересы — молодые мужчины. С ними она крутила романы весьма активно, а Лавров то ли не замечал, то ли ему было плевать на похождения благоверной.
Любовников у генеральши было целых три. И как-то благодарная женщина даже выписала им премии — каждому по векселю на 30 тысяч рублей.
Лавров вскоре об этом узнал. Причем его разозлила не многократная измена, а расход семейного бюджета. В то, что женщина может потратить деньги на мужчину, во всяком случае, такие большие деньги, он верить отказался и объявил гусаров мошенники. Мол, жена им выписала векселя, но на 300 рублей, а они, гады, нули подрисовали.
Генерал сообщил куда следует. Гусары были арестованы. Им грозила тюрьма.
Однако вовремя вмешался император, потребовав провести дополнительное расследование. Оказалось, что молодые люди на самом деле получали от генеральши по 30 тысяч и никаких нулей не пририсовывали. Их освободили. Но выгнали из полка.
Говорят, императора сильно возмутил этот случай. И в сердцах он воскоикнул "Гусары денег не берут!".