Ещё не так давно наш Прокопьевск славился на всю страну (да и за её пределами) своими угольными шахтами и разрезами. "Слава" эта сейчас в прошлом (намеренно беру слово в кавычки, дабы отразить негативные проявления добывающей промышленности для экологии, особенно, когда добыча угля ведётся открытым способом, оставляя по себе натуральный "лунный ландшафт"). Но, природа-природой, а рынок труда в нашем городе с закатом шахт и разрезов "схлопнулся в сингулярность", и люди стали покидать его в поисках лучшей доли...
Однако, я прекрасно помню своё детство и технологические дороги, пересекавшие автострады общего пользования в разных районах Прокопы. В этих местах сновали туда-сюда нагруженные и порожние самосвалы с огромными кузовами и колёсами, что повергали меня - совсем мелкого - в трепет. По сравнению с такими грузовиками и их шинами проезжавшие рядом "москвичи" и "жигулята" казались мелкими букашками.
Этими самосвалами были БелАЗы 540-ой серии и их потомки, получившие новую индексацию: БелАЗ-7540 или БелАЗ-7522. Ребёнком я и не знал, что такие карьерные грузовики на самом-то деле и не большие совсем, а наиболее "мелкие" из производившихся в Белоруссии (грузоподъёмность "всего-то" 27-30 тонн). Не сравнить с теперешними гигантами:
О подобных "монстрах" я слышал что-то от отца, бывавшего в Якутии и описывавшего тамошние разрезы с работавшими на них немыслимыми для меня 150- и 180-тонниками от американской фирмы "Caterpillar" и японской - "Komatsu". Однако, для меня в детстве подобная техника являлась чем-то на грани (а точнее - за гранью) фантастики - я не особо верил в её существование!
Сейчас, когда горнодобывающая промышленность нашего городка "лежит на боку", мне всё чаще вспоминается детская пора, по которой я, как, наверное, многие - испытываю некоторую тоску. Решил не так давно заказать по почте модели белорусских самосвалов, какие я лицезрел ребёнком работающими на промышленных дорогах (производства одной широко известной в узких кругах конторы под маркой "Наш Автопром").
"НАП"-овские масштабные модели всегда вызывали у меня смешанные чувства: тут, как игра в "русскую рулетку" - никогда не знаешь, экземпляр какой сборки тебе попадётся при дистанционной покупке (есть очень аккуратные сборщики, которые ответственно подходят к своей работе, а есть такие, кто "навазёкают" клеем, прилепят криво детали да поскорей, от стыда и греха подальше, засунут в коробку).
Хотя, если честно, модели данной фирмы сложно воспринимать серьёзно. Как заготовку для "хэндмэйка" - вполне. Как "самостоятельную боевую единицу" - вряд ли. Вот, и в этот раз я получил по почте свой комплект "заготовок", которые, может быть, и соберусь как-то "доводить до ума". А пока, просто делюсь со своими читателями их фотографиями да общими впечатлениями:
Моделям таких "углевозов" вполне подойдут следы ржавчины на капоте, запыление колёс и кузова. В общем, любой "обгадинг", характерный для карьерных самосвалов.
Спасибо за внимание к статье, с вами был...
... Звонкий Талер