Предмет сольфеджио так преподаётся в музыкальных школах, что многие дети его терпеть не могут. И даже бросают музыкальную школу из-за нелюбви к этому предмету. Зачастую это происходит от того, что педагог не объясняет, зачем нужно изучать сольфеджио, а частично из-за составленной программы и особенностей её преподавания. Тем не менее, предмет это важный, для музыкального и даже просто интеллектуального развития, так как на занятиях сольфеджио задействуются разные зоны коры головного мозга.
Что же можно посоветовать, чтобы сольфеджио вызывало более приятные эмоции?
Во-первых, нужно объяснять ученикам, что изучение теории музыки связано со специальностью, с музицированием и помогает глубже понять музыку. Также педагог может привести примеры фальшивого и чистого исполнения, ритмичного музицирования и «хромого» неточного ритма.
Во-вторых (а, может и наоборот во-первых) учеников нужно расслабить, успокоить. Зная общую тенденцию отношения к предмету, которую родители из уст в уста передают детям, когда рассказывают истории про свою музыкалку и как они сами не любили злосчастное сольфеджио, педагог должен это как-то изменить.
Например, лояльностью, справедливостью, введением игровых элементов на занятиях. Можно не ставить двойки или ставить их крайне редко. Давать возможность пересдавать, если ребёнок плохо ответил. Можно даже немного завысить оценку, если ученик старается.
В-третьих, нужно показывать как музыка на практике связана с сольфеджио. Играть знакомую детям музыку, популярные мелодии и песни, при этом нужно спрашивать у учашихся про знакомые элементы музыкальной ткани: интервалы, аккорды, ритм, которые в этой музыке встречаются.
Также важно обращать внимание ученика на качество исполнения «номера» по сольфеджио. Нужно акцентировать внимание на том, что это не просто упражнение, которое можно кое-как пропеть, а музыкальная пьеса или её часть. Поэтому и нужно к ней относиться как к музыке.
Очень хорошо, если учитель может дать отстающему ученику индивидуальное задание, которое ему по силам.
Это поможет школьнику хотя и в своём темпе, но развиваться, а не скучать или впадать в депрессию, столкнувшись с заданием, которое пока не по зубам (слишком сложно).
В средних и старших классах можно сказать об исследованиях учёных о положительном влияниии музыки на мозг и о том, что занятия музыкой способстуют образованию новых нейронных связей.
Если применять такие методики к преподаванию сольфеджио, посещать его будут с большей охотой, вырастет успеваемость, так как ученикам будет интереснее на уроках и они будут больше замотивированы для изучения этого непростого предмета.
Поставьте лайк, если вам понравилась статья и напишите, что вы думаете о проблеме преподавания сольфеджио в комментариях.