Визитной карточкой английского писателя Роберта Стивенсона стал «Остров сокровищ». Сегодня, когда в мире отмечается 170-летие со дня его рождения, мы снова вспоминаем людей Флинта.
Вспоминаем как символ романтики и мужества. Герои писателя путешествуют по морям или живут в глухой деревушке, но всегда добиваются своей цели или… теряют все безвозвратно и без сожаления. Даже жизнь.
Но назвать Роберта Луиса Стивенсона писателем одной книги было бы неправильно. В его творчестве драматизм жизни встает в полный рост, нет людей совершенно дурных – у каждого есть свои достоинства и недостатки. Даже в первых рассказах отчаянный характер в «Окаянной Джанет»» уравновешивается легендой, как и героев трагифарса «Веселые молодцы».
Добро и зло совместимы?
Стивенсон, как коренной житель Шотландии, хорошо знал особенности национального характера. За свою короткую жизнь (1850- 1894) он видел немало прототипов двойственной человеческой натуры. И в своих произведениях часто сталкивал противоположности, и потом, как и читатели, любовался эффектным результатом.
Мы с детства помним незабываемую персону одноного корабельного повара Джона Сильвера и его противника Джима, который ищет сокровища души человеческой. Удачей считают критики психологический рассказ «Убийца», который зажег зеленый свет для появления самого поразительного произведения «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Предвестник детектива
Как признавался писатель, эта интригующая история переполняла его чувства и долго не давала покоя. Но он не знал, как подступиться, пока образы отчетливо не возникли во сне. Как теперь понятно, автор «хорошую кошмарную историю» с сюжетом двойника обыграл талантливо, используя приемы фантастики и психологического детектива. Чем проторил дорогу к возникновению нового жанра в литературе. Сто с лишним лет прошло, а классический образец детектива по-прежнему волнует уже новые поколения.
Сюжет едва приоткрывает тайну странных научных опытов добропорядочного доктора Джекила. Как и зачем появляется в его лаборатории на свет уродливый и злой негодяй мистер Хайд, который как будто совсем не знаком с нравственными законами? Что происходит на самом деле?
Владимир Набоков считал, что этой книге присущ «восхитительный винный вкус». Он советует время от времени перечитывать книгу, чтобы ответить на философский вопрос, поставленный Стивенсоном на века – если обычные люди представляют собой смесь добра и зла, то откуда появляются страшные Хайды-убийцы – чистое воплощение зла?
Мы не знаем ответа на этот вопрос. Исходя из последних жестоких событий во Франции и Австрии, конца Хайдам не предвидится. Но какой же ответ в повести нам дает великий писатель?
Если допустить, что Хайд паразитирует на докторе Джекиле, то нужно предположить, что сам доктор, как кажется окружающим, совсем не безупречен. И только громко на публику лицемерит, когда возмущается злодействами двойника. Таких примеров в жизни и сейчас немало.
Почему зло сильнее?
Так что же на самом деле происходит с человеком? Есть третья сторона или мы все поголовно «не без греха». В повести здравомыслящие люди – нотариус Аттерсон и Энфильд, как в судейской палате подозревают доктора без доказательств, и только письмо приоткрывает завесу тайны. Интригу Стивенсон выдерживает мастерски. Но содрогнуться от омерзения и понять трагедию в финале заставляет только сцена превращения Джекила в Хайда, теперь навсегда. Спасает доктора от позора , которого пожрал дьявол подлости и зла, самоубийство.
Совсем недаром в сложной современной жизни двойственная личность Джекила – Хайда стала именем нарицательным. А писателя Стивенсона обессмертила.