Недавно я написала про свое обучение в техническом вузе, откуда я не ушла по неизвестным причинам: то ли страшно было вообще что-то бросать, то ли страшно быть прийти к матери со словами: "Я забираю документы", то ли такая вот нелюбовь к себе, хаха.
Так или иначе, лучшее, что можно было найти среди производственных компаний с международной средой, - это были табачные компании. Так и корпоративная культура (это вам не сахарный завод, где все матом орут!), и анлийский язык, и красивые офисы, и много департаментов, и возможности для развития.
Я загорелась.
Когда-то о табачке я не могла и мечтать: ну, что может предложить им повар с высшим образованием
Моя специальность по диплому технического вуза называется "Инженер общественного питания". Это очень опасная формулировка, и объяснять ее приходилось на каждом собеседовании!
Потому что, с одной стороны, ты - как будто инженер и технарь. Но по факту - повар, и не более того. Все, что ты реально сможешь после выпуска из вуза с таким дипломом - это работать на кухне поваром. Кстати, ошибочно думать, что в повара берут ВСЕХ и вообще это типа низкоквалифицированная работа.
Это далеко не так!
Во-первых, поваром не так-то просто устроиться. А в хорошее место - так вообще сложно. Во-вторых, талант повара есть далеко не у всех! В-третьих, повар - это большая ответственность с точки зрения безопасности, это почти как врач.
Мастерство повара-ремесленника в том, чтобы готовить каждый раз ВКУСНО и ОДИНАКОВО. А талант повара в том, чтобы придумывать новые технологии и рецептуры.
Но, как я писала ранее, в повара я не пошла:
- у меня сразу стали отекать ноги через 12 часов смены на практике;
- я не могла терпеть трехэтажный мат поваров на кухне;
- я люблю чистую одежду и макияж, свежую одежду, а не спецодежду, которая начинает вонять едой через час работы;
- я вообще терпеть не могу, когда от меня ВОНЯЕ ЕДОЙ. До сих тошнит, когда прохожу мимо Столовой №1 в Петербурге.
Я даже есть долгое время не могла нигде, ибо мне везде воняло. А ведь я только три лета работала на производстве и ни разу полноценным поваром, только его помощником.
Кстати, хороший ресторан для меня, - это там, где в зале НЕТ ЗАПАХА еды! От еды должно пахнуть у меня в тарелке, а не вокруг. Если вонь стоит в зале, значит - это плохое производство и низкий уровень ресторана.
Так вот, когда повара из меня не вышло, я загорелась попасть работать в табачку!
Почему мне хотелось попасть на работу в табачную компанию
1 - Табачка - это было что-то лучшее для инженера-технолога, кто знает английский
Я помню себя в отчаянии, когда стало понятно, на КОГО я учусь (на повара). И табачка стала для мня светом в конце тоннеля. Каждый раз, когда их сотрудники из эйчара приходили к нам в вуз с гостевой лекцией, я их всех так любила, знала по именам. Я полюбила их культуру, еще будучи студенткой кафедры общественного питания!
"Вот сюда и надо идти", - думала я. - "Я сделаю ВСЕ, что попасть к ним. Здесь у меня будут и деньги, и возможность использовать английский, и развитие карьеры".
2 - Мне было понятно, как туда попасть, привлекало то, что туда отбор как в космонавты. Но я уже четко понимала, КАК пройти собеседования и все этапы, чтобы меня взяли (я хорошо изучила их требования и сделала все четко)
Табачка - это не просто производство. До 2014-ого года основной. топ-менеджмент состоял из экспатов, кто действительно привнесли очень много западного и интересного в культуру, процессы, развитие персонала.
Как жаль, что когда в табачку пришла работат я, то грязнул кризис, начался cost saving (типа экономия на затратах), экспатов начали отправлять обратно на историческую родину, а молодых специалистов, жалающих тут работать, было все меньше.
Но была вот я, кто еще хотел)))
Моя первая стажировка и работа на табачке - Филипп Моррис Ижора, 2013 год
Отбор в табачные компании был непростым. Это было несколько этапов, скрининг резюме, мотивационное письмо, несколько тестов, два интервью.
Если бы не бизнес-школа, то с моим дипломом общепита меня бы никогда туда не взяли. Я пробовала на 3-ем курсе - не взяли.
А вот, поступив в бизнес-школу и вернувшись на лето из Норвегии, я СРАЗУ попала в хорошее место в хороший отдел - Филипп Моррис Ижора.
Мне повезло тогда. Я была лучшая работа, которую я когда-либо имела. Даже сейчас у меня нет даже близко похожих условий.
Здесь у меня сложились отношения с коллегами, я даже нашла друзей из СПб, впервые.
Я до сих пор жалею, что ушла оттуда обратно учиться. Надо было остаться работать, хотя бы на частичную занятость. В Филипп Моррисе у меня было все, о чем я мечтала: чистый офис, компьютер, английский, зарплата 45 тысяч рублей (это я была стажером и только ассистентом).
Ну зачем я ушла оттуда? Почему никто не остановил? Эх, тоска, мозгов не было совсем.
После стажировки в Филип Моррис мне предложили работать в бухгалтерии табачки ассистентом. Ну, ЗАЧЕМ я ушла оттуда спустя 3 месяца? Все же было...
Хотя я понимаю, почему. Я боялась, что меня отчислят с учебы, что я не закончу вуз. Что я буду разрываться между учебой и работой, а кому это понравится. Плюс училась я все-таки в серьезном заведении, где надо было ПАХАТЬ, чтобы получить диплом: отчисляли всех налево-направо.
Я испугалась - и ушла с работы.
Моя вторая табачка JTI Петро в Петербурге, 2014 год
Кстати, на Петро я подавалась в тот год, что и на Ижору, но меня не взяли. Я подалась во второй раз. В этот раз взяли... Я была счастлива, как ребенок! Ведь все говорили, что в JTI даже лучше условия, чем на Филипке.
Как же жестко разочаровалась, когда увидела цифру зарплаты в своем стажерском контракте - 20 тысяч рублей. 20 после 45, Карл!
На руки я получала 17800 - прожить в Петербурге на съемной квартире на эти деньги было нереально. Я решила, что, ладно, я пока стажер, посмотрим, что дальше будет. После практики мне продлили контракт на 1 месяц и предложили 30.
Я подумала, блин, ну, посмотрим.
Но если на Филипп Моррисе у меня складывалось как-то, были неплохие отношения с коллегами, то на Петро было все иначе: у меня не было НИКОГО, кто бы поддержал меня, направил, что-то посоветовал.
Меня пытались шейпить, постоянно чем-то грузили, были какие-то тренинги, но работать у меня получалось все хуже и хуже. Я это и сама чувствовала, и они, я думаю, это чувствовали.
Не знаю, видите ли, может, я просто устала тогда. Я же только-только разделалась с тяжелейшим дипломом! Два года непростой учебы, много стрессов, много нервов. По-хорошему надо было бы передохнуть хотя бы до конца лета.
Но я понимала, что мне НАДО сейчас попасть на стажировку, пока у них есть отбор. У меня не было возможности НЕ работать, мне надо было снимать жилье, на что-то жить. А тут 20 тысяч хоть предлагают, зато место хорошее вроде.
Что еще бесило, так это то, что в трудовой у меня было написано, что я работаю в кадровом агентстве. Представьте. То есть никакого ДМС, штатной позиции у меня не было, я была типа подрядчиком на срочном контракте.
Вот что меня там держало??
После окончания стажировки меня закинули на Петро в налоговый отдел ассистентом отдела, и тоже предложили 20 тысяч. Я просидела там 7 месяцев где-то.
Я работала в налогах официально, а когда там мне было нечего делать, то я ходила помогать в бухгалтерию. Там меня все знали, мне казалось, даже любили.
А потом в какой-то момент спустя 3-4 месяца трудов на два отдела меня вдруг осенило: я почему это я пашу на два отдела за те же 20 тыщ? Ну, кто хотел бы понять, уже понял, что я - молодец и хорошая девочка, трудолюбивая. А отдача где? Во мне росло ощущение, что меня используют, что я работаю БЕСПЛАТНО.
Очень быстро мне это надоело.
Мне исполнилось 24 года, и я сказала своему руководителю, что хочу или дальше расти, или уйду. Это не было ультиматумом, но очевидно твердой позицией, что движение началось.
Меня оперативно подняли до специалиста по налогам.
Вроде бы неплохо звучит! Опять был долгий отбор, тесты, интервью. Я уж было подумала, ну, наконец-то у меня будет нормальная зарплата хотя бы тысяч 50, что-то среднее по СПб и жутко низкое для табачки.
Но нет.
Мне дали 35. Я была в гневе. Опять три копейки?? Да вы что, блин, прикалываетесь!!! Было ощущение, что они вообще меня за провинциальную идиотку держат. На табачке 35? Да в Макдональдсе больше платят. Да поваром больше платят.
Я порыдала, контракт подписала, но внутри себя поняла, что долго за эти копейки тут сидеть не буду.
Большим минусом оказалось то, что мои коллеги по цеху оказались истинными пираньями. Да и я тогда всего и всех боялась, боялась слово поперек сказать, чтобы не выгнали. А люди и садилиь на шею)))
Я не понимала, что те дамочки, что меня учат, они НИЧЕГО не решают, что им-то как раз не страшно перечить. А дружить надо с другими... Я не понимала тогда, что все строится на отношениях...
В общей сложности я проработала на Петро почти 1,5 года. Ушла в немецкий стартап просто потому, что там мне предложили 50 тысяч. Сейчас я понимаю, что я буквально выживала, как могла в Петербурге, цеплялась на ВСЁ, что могла.
И мне ни капли не стыдно за это.
Выводы про работу в табачке
Я думаю, мне просто не повезло. Во-первых, мне было очень сложно постоянно бороться с дискриминацией понаехавшей. Во-вторых, сейчас я вообще не понимаю, ну ЧТО меня могло привлечь и так ДОЛГО держать в этой табачке?
После бизнес-школы было столько открытых дверей, столько опций. Мои сокурсники устраивались на хорошие места через полгода, год после выпуска. Но у меня не было СТОЛЬКО времени: где бы я брала деньги на жизнь??
Жалко мне себя ту, некому было поддержать, не было поддержки рядом никакой.
Те полтора года я жила на сбережения, что заработала на Филип Моррисе, что-то брала у мамы, продавала изделия ручной работы на авито, пыталась писать тексты за три копейки.
Но вообще опыт на JTI Петро - это пока самый худший опыт работы в Петербурге, который у меня был на сегодня: я не увидела там ни денег, ни коллектива, ни карьерного роста. Там меня стоптали в пепел, и я сама позволила им это сделать.
После того, как я уволилась с Петро, через пару месяцев мне написала коллега и сказала, что есть открытая позиция в отделе планирования. Как вы думаете, что я ей ответила?)