Найти тему

Волжско-Донская - первая железная дорога Царицына. Где была её конечная станция?

Многие волгоградцы, кто интересуется историей, знают, что первой подведённой к нашему городу железной дорогой была линия Царицын - Калач. Эта дорога была открыта в 1862 году и также известна как Волго-Донская. С тех пор прошло больше 150 лет и сегодня многие из нас считают, что вокзал Волгоград-1 и был исторически первым железнодорожным вокзалом города. Но это не так.

Дело в том, что станция Волгоград-1 изначально была вокзалом Грязе-Царицынской линии, которая соединила железной дорогой Царицын с центральными губерниями Российской империи. Она была открыта несколько позже - в 1871 году и в пределах города продолжительное время не была связана с Волго-Донской линией. Где же находилась первая станция города и как она называлась? Это мы с вами и выясним, а заодно увидим улицы города, где проходили первые поезда.

Станция Садовая существует с 1862 года. Это здание станции послевоенное.
Станция Садовая существует с 1862 года. Это здание станции послевоенное.

Сначала немного об истории строительства железной дороги Царицын - Калач.

Открытая в 1846 году конно-железная дорога от Дубовки до Качалинской оказалась неудачным коммерческим проектом и была закрыта уже в 1852 году. Её владельцы не выдержали конкуренции с "фурщиками", т.е. чумаками, которые перевозили грузы по обычным дорогам. Во время Крымской войны 1853-1856 годов оказались блокированными важные порты на Черном море. Из-за этого уголь с Донецких месторождений для военных кораблей (на паровом ходу) на Балтике пришлось доставлять речным путём через Царицын. Путь был долгим и неудобным, с перегрузкой на повозки у донских и волжских пристаней. Поэтому правительство Александра II приняло предложенный в 1858 году проект о постройке железной дороги на паровой тяге между Царицыном и Калачем-на-Дону.
Авторами коммерческого проекта были инженер-генерал-майор Мельников, статский советник Новосельский и коммерции советник Кокорев. Для постройки дороги они организовали акционерное общество Волжско-Донской железной дороги с капиталом в 8 млн. рублей серебром. Государство не предоставляло обществу финансовых гарантий, но освободило от налогов и таможенных пошлин. Железная дорога была открыта 5 марта 1862 года и имела протяжённость 73 версты.
По сведениям В. М. Верховского. См. " Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно : Вып. 1 - 2." - СПб., 1898 - 1899 гг.
Рисунок из книги В. М. Верховского.
Рисунок из книги В. М. Верховского.

В наименовании железной дороги - Волжско-Донская, были заложены названия её конечных станций. У Калачевского затона - Донская, на берегу Волги в новой части Царицына - Волжская. По пути были устроены несколько промежуточных станций - Садовая, Крутая, Карповская и Кривомузгинская. Основные грузы - зерно, железо, уголь, лес, нефть и разные другие товары. Кроме грузов, поезда перевозили и пассажиров.

Тариф на Волжско-Донской железной дороге составлял (за одну версту пути):
для пассажиров 1-го класса - 3 копейки, для 2-го класса - 2,5 коп., для 3-го класса - 0,25 коп. На перевозку скота - от 1/12 до 1/24 копейки с головы. (По сведениям А. Минха, см. "Историко-географический словарь Саратовской губернии".)
Между станциями Волгоград-II и Садовая. Ноябрь, 2020 год.
Между станциями Волгоград-II и Садовая. Ноябрь, 2020 год.

Так жители южной окраины Царицына через 24 года после открытия первой в России полноценной Николаевской дороги увидели настоящее в то время чудо техники - паровозы! Даже в Саратове - центре губернии, такое увидят лишь через 9 лет. Это шипящее и выпускающее клубы пара "чудовище" тянуло вагоны по склону Ельшанской балки мимо деревянных домов хутора Климов (Нижняя Ельшанка).

От этого посёлка и проследим, где был первоначально проложены рельсы Волжско-Донской дороги. На фото ниже путь делает поворот налево к станции Волгоград-2. Но этот поворот появился гораздо позже, в годы первых пятилеток. А в конце 19-го века путь шёл прямо.

Участок ж.д. между станциями Садовая и Волгоград-II.
Участок ж.д. между станциями Садовая и Волгоград-II.

В планировке посёлка и названии одной из его улиц сохранились следы старой железной дороги. Эта улица называется Максимовский разъезд. Прямо по ней когда-то и ходили первые паровозы. Также название улицы хранит память о богатейшем лесопромышленнике Максимове, который в этой части Царицына имел свои пристани, пароходы, баржи, лесопилки и лесозавод (о нём подробно рассказал исследователь истории Роман Шкода на сайте царицын.рф). Наверняка Максимов был одним из основных акционеров Общества Волжско-Донской железной дороги.

Фото сделал под старину, так меньше видно мусор на улице.

Улица Максимовский разъезд, ноябрь 2020 г.
Улица Максимовский разъезд, ноябрь 2020 г.

В конце улицу пересекает путепровод другой железной дороги - Волгоград - Сальск. Появилось это пересечение между 1895-1897 годами, когда была построена линия Царицын - Тихорецк.

В 1871 году дорога Царицын - Калач была соединена с новой Грязе-Царицынской железной дорогой веткой от станции Крутая (сейчас М. Горького) со станцией Городище (сейчас станция Гумрак). Общества этих дорог слились в одно, которое в 1893 году было преобразовано в Общество Юго-Восточной железной дороги.

Далее за путепроводом начинается улица Линёвская. По ней тоже ходили поезда.

Улица Линёвская.
Улица Линёвская.

Так, двигаясь вдоль бывших путей, мы доходим до пересечения с улицами Рабоче-Крестьянской и Базисной. Эти путепроводы проложены как раз над тем местом, где шли паровозы с вагонами к станции Волжская. Рельсы старой дороги и сейчас там видны, только поезда по ним уже давно не ходят.

Сложно сказать, когда были изготовлены эти сохранившиеся рельсы. Из земли видна только часть их и заводские клейма скрыты. Скорее всего, пути обновлялись, а рельсы изготовлены в 20-м веке.

За путепроводами начинается частный сектор и следы железной дороги обнаруживаются на одной из его улиц - Дагестанской. Судя по тому, что рельсы проходят по зарослям вплотную к заборам, последний поезд прошёл по ним лет 20 назад, а может и больше.

Улица Дагестанская.
Улица Дагестанская.

Этот частный сектор выглядит неблагоустроенным. Во времена первых паровозов в этом районе были трущобы, а называли его в народе "кавказ". Там и сегодня можно найти такие места, словно в прошлое попал.

Примерно так выглядел район "кавказ".
Примерно так выглядел район "кавказ".

Оглашая окрестности своими гудками, паровозы подкатывали к станции Волжская. Последний участок дороги шёл вдоль берега Волги. Сейчас это территория бывшего грузового порта.

Железнодорожный мост в нижней части ул. Баррикадная.
Железнодорожный мост в нижней части ул. Баррикадная.

Мы перемещаемся к Волгоградскому грузовому порту и попробуем выяснить, что осталось от станции. Рядом с портом проходит улица Пугачёвская, на которой сохранилось немало старинных зданий, которые располагались в непосредственной близости от станции и вокзала. Часть домов деревянные, но при этом пережили царей, эпоху СССР, сражения Гражданской войны и Сталинградской битвы. Поистине уникальные для Волгограда дома.

Снимать на фото здания в Волгограде, даже охраняемые объекты культурного наследия, становится всё трудней. Скоро станет совсем невозможно сделать кадр, чтобы в него не попала коряво написанная на стене краской из баллончика реклама сайтов по продаже наркотиков. Создается всё более устойчивое ощущение, что Волгоград превращается в город, где всем заправляет наркомафия. Такого не было даже в сложные времена распада СССР. К чему это всё приведёт?

Есть на Пугачёвской ещё интересные объекты, прямо или косвенно связанные с историей станции Волжская. Например, этот кирпичный дом. Судя по элементам его архитектурной отделки, здание относилось к станционным объектам. Его постройка датируется концом XIX века.

-14

Тут же расположен ещё один объект - братская могила, погибших во время Гражданской войны. Её сражения подкатывались к Царицыну четыре раза, а летом 1919 года город переходил из рук в руки. За контроль над станциями железных дорог шли особенно упорные бои.

Где же была сама станция? Искать её нужно на территории бывшего грузового порта. Сейчас он никак не функционирует, а его объекты имеют заброшенный вид. Скоро всё это исчезнет.

-16

Территория бывшего порта огорожена забором, в котором можно отыскать проход. Забор из бетонных плит поддерживают старые рельсы. По заводскому клейму на одном из них узнаём год изготовления - 1941. Когда в сентябре 42-го здесь удерживали полоску берега моряки 92-й бригады, этот рельс был частью путей станции.

-17

Как показывают старые карты и схемы Сталинграда и Царицына, где-то здесь, у забора, был вокзал. Он находился примерно напротив дома № 16 по ул. Пугачёвской. Как написано в словаре А. Н. Минха, здание вокзала сначала было деревянным.

"В конце Царицына виднеется готическое кирпичное здание для паровозов и проч. Волжско-донской железной дороги; тут же деревянный небольшой вокзал с крытой платформой дебаркадера. У самого вокзала пристань Самолётской пароходной компании" - цитировал в своём словаре А. Н. Минх путеводитель 1868 года. Имеется в виду пароходная компания "Самолётъ".

Постепенно станция расширялась, а здание вокзала было построено заново из кирпича. К сожалению, фотографий его не удалось найти. На аэрофото времён Сталинградской битвы здание просматривается, но нечётко из-за большой высоты съёмки. От него не сохранилось даже фундамента. На его месте удалось найти лишь несколько обломков кирпичей, явно царицынского времени - ярко красного, с остатками белого раствора.

Здание первого вокзала города было снесено после войны в связи с прокладкой новых путей станции. На месте здания рельсы 1952 года изготовления.

Пути ещё сохранились, только густо заросли деревьями. Даты их изготовления говорят о том, что количество путей было увеличено в начале 40-х годов и в послевоенное время. Станция прирастала путями в сторону, противоположную от Волги. Крайний к Волге путь еле виден из земли. Из-за этого не рассмотреть год изготовления. Лично я уверен, что это и есть одна из первых линий.

-21

Остальные выглядят так:

В заключение статьи, расскажу о том, как развивалась станция со временем. От основной линии купцы и промышленники отводили за свой счёт ветки к своим базам и заводам. В 1887 году железная дорога была продолжена по берегу Волги до станции Соляная. Тогда только железная дорога прошла там, где ныне существует нижняя терраса центральной набережной у здания речпорта. Через Царицу дорога проходила по специально построенному мосту.

Сама же станция Волжская изначально имела как грузовое значение, так и пассажирское. Постепенно, с открытием новых вокзалов в городе, станция всё больше превращалась в грузовую, т.к. была удобно расположена у пристаней на Волге.

Район лесной пристани в Царицыне.
Район лесной пристани в Царицыне.

Но даже перед Сталинградской битвой не совсем утратила своей функции как пассажирская. В постановлении Городского Комитета обороны от 25 октября 1941 года мы можем прочитать указание:

"Начальнику Сталинградской железной дороги т. Воевудскому производить подвоз маршрутов с эвакуированным населением на станцию Волжская".

Таким образом, Волжская стала важным пунктом, куда по железной дороге прибывало эвакуируемое из западных областей страны население. Здесь людей пересаживали на суда Нижне-Волжского Речного пароходства и доставляли по Волге до станции Владимировка, а оттуда дальше на восток.

В сентябре 1942 года, во время начала боёв в Сталинграде, берег Волги у станции и пристаней стал последним рубежом, который удерживали бойцы 92-й стрелковой бригады. С октября и до конца января территория станции была занята немецкими войсками.

Фрагмент документа, источник pamyat-naroda.ru
Фрагмент документа, источник pamyat-naroda.ru

С аэрофотоснимка, сделанного зимой 43-го года, видно, что каким то чудом здания на станции и деревянные дома на Пугачёвской уцелели, хотя вокруг все здания стоят без крыш.

-26

После войны станция Волжская продолжала работать, но пассажирскую функцию окончательно утратила. Вместе с грузовым портом она составила важный транспортный узел города. Название впоследствии также поменялось и она стала называться станцией Волгоград-Порт.

Сейчас Волгоградский грузовой порт полностью прекратил свою работу (его функции выполняет порт Татьянка). Его территория выставлена на торги и вскоре порт и станция полностью исчезнут с карты Волгограда, став лишь частью его истории. Но эта часть истории была очень важной, с неё началось транспортное развитие города, приведшее к его быстрому росту.

На этом пока всё , благодарю за внимание!