Найти тему
Todo el mundo :)

Феминизм, ЛГБТ и Холодная война

Обычно принято считать, что во время Холодной войны в СССР была жесткая идеология, а по другую сторону, в США ничего подобного не могло быть - там же демократия. То есть в политическом противостоянии двух сверхдержав одна из них просто отказалась пользоваться таким сильным оружием как идеологическая пропаганда, в то время как другая беспрерывно использовала его?! Это было бы слишком наивной ошибкой) В США была своя идеология, да еще какая! Конечно, в своей тотальности она уступала советской, но это не отменяет ее существования) Речь пойдет о пропаганде в 1950-е, самый разгар Холодной войны.

Сразу скажу! Про маккартизм, репрессии против левонастроенных граждан США, итак известно довольно много, поэтому в своей статье я затрону его лишь косвенно. Про навязчивый поиск коммунистов, увольнения с работы подозреваемых в подрывной деятельности и мнимых "агентов" советской разведки везде, где только можно, давно все хорошо знают. Намного более интересная и неоправданно обделенная вниманием тема - бытовая пропаганда, которую любой американец видел каждый день, мыслил ей и грезил о ней во сне. В этой статье я расскажу, почему появление ЛГБТ и феминизма было закономерным для США, учитывая, что американцы - самая религиозная нация Запада.

Статья может показаться длинной, но советую дочитать ее до конца! Она крайне интересная, не пожалеете)

Броская реклама - признак 50-х.
Броская реклама - признак 50-х.

1950-е года. США - экономическая сверхдержава, опережающая даже СССР, в кратчайшие сроки восстановивший свою экономику после войны на собственной территории. План Маршалла, по которому США помогала антикоммунистическим европейским странам сыграл в таком бурном подъеме не последнюю роль. Америка заполучила помимо политической лояльности и военных баз в Европе огромный рынок сбыта своих товаров, что сделало экономику США лидером во всем мире.

В 50-е к власти приходят консервативно настроенные республиканцы во главе с героем войны Эйзенхауэром. На фоне Холодной войны новое правительство не только избавилось от рузвельтовских либералов, сотрудничавших ранее с Советским Союзом, но и целенаправленно взялось за идеологизацию жизни простых американцев. Но зачем?

Президент США Д. Эйзенхауэр начал очень консервативный курс.
Президент США Д. Эйзенхауэр начал очень консервативный курс.

Все дело в том, что Холодная война - это не просто гонка вооружений и локальные конфликты, это еще и информационное противостояние. Каждый американец, в условиях постоянной угрозы вербовки советскими агентами, должен был точно знать, что его образ жизни наилучший и наиболее правильный из возможных. Коммунисты могли быть где угодно. В условиях разжигаемой маккартизмом недоверчивости только одно в глазах американца могло быть чистым и незапятнанным - семья.

Собственный автомобиль неотъемлемая часть американской мечты.
Собственный автомобиль неотъемлемая часть американской мечты.

Американская семья из 3-х детей, жены-домохозяйки и работающего мужа с собственной машиной и отдельным домом с белыми заборчиками - вот, что стало ядром идеологии. Именно семья 50-х подавалась пропагандой, как осуществившаяся американская мечта. Место, где люди могли доверять друг другу, оплот свободы и индивидуализма, источник демократии - именно так мыслилась американская семья, образ которой был буквально везде (телешоу, реклама, детские игрушки, фильмы: учитывая, что в 50-е сложилось общество потребления нетрудно представить себе размах пропаганды). Американский образ жизни должен был стать альтернативой советской системе в первую очередь в глазах простых американцев, чего и пытались достичь идеологизацией быта. Но как это вообще связано с феминизмом и ЛГБТ?

-4

Дело в том, возникает один очень важный вопрос: неужели такая идеальная модель семьи могла работать безотказно? И вот тут начинаются реальные проблемы...

Сразу хочу прояснить один момент. В США люди жили намного лучше, чем в СССР. Обычные холодильники стали доступны советским гражданам только при Брежневе, в то время как, в США уже в 50-е не только холодильники, но и телевизоры, пылесосы, стиральные машины, автомобили превратились в атрибуты американских семей (недаром Хрущев оказался под сильным впечатлением после поездки в Америку в 1959 году - большинство населения СССР еще недавно жило в бараках и коммуналках). Однако в идеальном американском образе жизни были проблемы совсем другого рода - психологические.

Брежнев, Хрущев, Микоян и Ворошилов смотрят на достижения США (просто взгляните на их лица).
Брежнев, Хрущев, Микоян и Ворошилов смотрят на достижения США (просто взгляните на их лица).

Образ, распространяемый пропагандой, выглядел идеальным только в самой пропаганде. Семья - это живые люди, которым нужно было как-то жить вместе, а не просто быть красивой картинкой в рекламе. Но уживаться вместе было не так-то просто.

Вместо отдыха и разгрузки члены семьи получали порцию стресса, от которого они и старались убежать с помощью семьи. Мужчина должен был много зарабатывать, чтобы обеспечить жену и детей. Жена-домохозяйка занималась исключительно домашними делами и воспитанием ребенка. Вреде бы все нормально, откуда взяться какому-то особенному стрессу?

На постоянно предлагаемый в рекламе товар нужны были деньги.
На постоянно предлагаемый в рекламе товар нужны были деньги.

Во-первых, зарабатывать мог только мужчина. Женщина занималась исключительно детьми и домом. Чтобы жена вдруг работала как муж?! Это считалось не просто нарушением ролей в семье, а постыдным для женщины и порицалось. Иными словами, обеспечивать всех должен был только муж. А обеспечить было что)

Женщина в 50-е могла реализовать себя только в воспитании детей и на кухне.
Женщина в 50-е могла реализовать себя только в воспитании детей и на кухне.

Во-вторых, запросы в семье были немаленькими. Дело в том, что женщина проводила все время дома и была лишена общения, которое ей заменял телевизор (ее подруги также сидели с детьми по домам). Так рекламщики нашли в домохозяйках своих постоянных потребителей, которые были вынуждены часто видеть на экране яркую рекламу стиральных машин, миксеров и прочих "необходимых" для настоящей женщины вещей. Учитывая культ потребительства - запросы домохозяек росли постоянно. И купить ей все это должен был муж.

-8

В-третьих, нормой считалось 3 ребенка! 50-е стали периодом спокойствия и процветания, в отличие от времен войны и Великой депрессии. Впервые за 20 лет люди могли спокойно заводить детей, не боясь завтрашнего дня. Это привело к настоящему бэби-буму. Однако дети фактически воспитывались без отца, который пропадал на работе - все тяготы воспитания детей падали на мать-домохозяйку.

Вы скажете: "по три ребенка, высокий доход, образцовая мать - это ведь просто стандарты пропаганды, не обязательно было в точности им следовать! " Здесь важно учитывать американский менталитет. Либо ты лучший, либо неудачник - одно из двух. Быть успешным - вот, что значит быть американцем. Именно поэтому все люди стремились быть похожими на улыбчивую стереотипную семью из рекламы, однако за спокойной ширмой скрывалась пороховая бочка. Взорвалась она как раз в 60-е, в следующем поколении, которое и стало движущей силой сексуальной революции, ЛГБТ-движения и феминизма.

-9

Посудите сами, в какой атмосфере выросло это поколение. Высокие стандарты относились ко всем членам семьи, в том числе и к детям. Жесткая пуританская мораль с ее сексуальными запретами, господствующая в обществе, строгое разделение гендерных ролей, которое на глазах ребенка приводило только к ссорам родителей: уставший на работе муж хочет отдохнуть, а тут жена, требующая, чтобы он зарабатывал больше и тоже участвовал в воспитании ребенка - каждодневные конфликты, которым нет конца. В условиях поддержки крупного бизнеса и антипрофсоюзной политики республиканцев, заработать и защитить свои интересы на работе было не так-то просто.

Идеальная семья должна быть религиозной.
Идеальная семья должна быть религиозной.

В результате, когда дети идеальных семей подросли, они поняли, что атмосфера, в которой они росли не просто "старомодная и традиционалистская", а нездоровая. Следовательно, отношения мужчины и женщины, общественная мораль и гендерные роли нуждаются в изменении. Женщину нужно освободить (феминизм), а мораль и гендерные роли расширить (ЛГБТ-движение). Именно люди, воспитанные в семьях 50-х, стали главным двигателем сексуальной революции 60-х.

В 80-е гг. при республиканце Рейгане по телевизору вместе с гимном транслировали виды мемориала морской пехоты. Вряд ли республиканцы ожидали такую специфичную его интерпретацию)
В 80-е гг. при республиканце Рейгане по телевизору вместе с гимном транслировали виды мемориала морской пехоты. Вряд ли республиканцы ожидали такую специфичную его интерпретацию)

Одно из самых консервативных и религиозных государств мира, буквально за десятилетие превратилось в страну свободы и раскрепощенности нравов. В США ждали удар слева, но получили его не извне, а изнутри. Так, эпоха Эйзенхауэра не только создала новый образ Америки, но и породила силы, которые намного успешнее, чем СССР разрушают его сегодня.

Также вам будет интересно:

Идеология США в архитектуре

Всегда ли Европа была лучше всех?

Фашистское искусство Италии, такое ли оно фашистское?

Фашизм в Японии

Почему фашизм оказался лучше в Испании?

Кто защищал социализм Гитлера?

СССР- Старший Брат?

Как мавзолеи показали, что Китай и Северная Корея не будут повиноваться Советскому Союзу?

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! До встречи в следующей статье!