Я в общем-то не мастер-кузнец, просто какое-то время назад "заболел" этим и несколько лет мыкался по различным местам, набираясь опыта, обычно довольно горького. Сейчас мечтаю сделать свою кузню, для души, и собираюсь подробно рассказывать о процессе. Но рассказы об этом - впереди. А сейчас пару слов об учениках.
Это было моё последнее место, хм, работы. Фирма до сих вроде бы существует и работает. Про приключения, и как я не успел пошутить напоследок, я как-нибудь потом расскажу... А тогда... Подмастерья нужны всегда. Особенно бесплатные. Вот только возиться с ними никому неохота, тем более - учить. Мне прямо сказали - хочешь, возьми себе подмастерье, обучишь, будет работать. Я, дурак, блин, пожал плечами и тут ко мне косяком повалил контингент, то есть ко мне направили всех, кто "хочет научиться ковать". "Падаваны", ёптыть. Назвать этих соискателей иначе, я не могу.
Я бы разделил этих соискателей на три типа.
Первый - мечтатели. Основное желание сделать себе Супернож. "В инертной среде из аргона, проковать дамасскую сталь из нержавейки с булатом и выделать алмазными абразивами до зеркала!". За точность цЫтатки не поручусь, но идея понятна.
Вторые - любопытствующие. Этим просто интересно, что и как. Силы воли нет, грязи боятся, тяжёлой работы избегают.
Третьи так или иначе имел дело с металлом, сварщики, слесаря, "реконы" всех видов... С ними проще, но... Там свои тараканы.
Первые обычно сбегают через час-полтора, кстати, именно от них, бесконечные залежи старой одежды и обуви, что копятся в подсобке. Уходят, обещая вернуться, и исчезают. Иногда, правда, притаскивают и что-то ценное, но редко, очень редко. Если же такие задерживаются, то работать с ними невозможно - вдолбить в голову, что ковка это очень сложный технологический процесс, требующий массы знаний и тренировок, а освоение его "на интуиции", что в принципе не редкость, требует какого-то нереального количества усилий - всё приходит через руки, грубо говоря, а это значит, что чем дальше, тем больше усилий нужно приложить. Ну, по аналогии - учишься готовить торт, выкидывая каждый запоротый, и даже криво положенная вишенка - полный брак, в мусор, и каждый раз начинаешь с начала.
Объясняешь, а они всё норовят выковать нечто жуткое и кривое. Надолго их не хватает - у них не выходит всё так круто, здорово и красиво, как на видео, и они сбегают.
У меня памятен случай, когда я поставил такого падавана, тупо ковать "морковки" на четыре грани, на обрезках прута, и занят человек, и время от времени такие пруты, "согнанные" в ноль - нужны. Человек хотел "всё сам, он видел, как это делается". За час выковал один, очень, очень кривой прут... На моё замечание, ответил, что и так достаточно ровно, и вообще что-то у него ровно не выходит, наверное молот или наковальня кривые. Я, не отвлекаясь от своей работы, нагрел его, хм, заготовку, и в десяток ударов придал ей близкую к идеальной, форму. И тем же вечером, аккуратно сплавил "падавана" к конкурентам, напев в уши, что там не надо работать, только учиться. Я часто так делал. Судя по фото мастерской конкурентов - никто из них так и не прижился.
Вторые перспективнее... Они пытаются всё попробовать. Тут главное уследить, что начинает хорошо получаться, и тогда из соискателя или "падавана" может вырасти отличный спец узкого профиля, скажет мастер рукоятей или выведения клинка - точильщик. Кто в теме, тот согласится - найти и нанять такого спеца, это огромная удача, обычно приходится или учиться самому, или натаскивать кого-то... А потом человек уходит, потому что "Он ковать пришёл учиться, а не с ручками возиться!".
Третья группа обычно ищет заработка. Если у вас кузня, работающая по заказам фигурной ковки, и хватает заказов, то такого человека легко пристроить, договорившись, что он пока поработает, где уже умеет, а тем временем присмотрится к работе кузнеца, и попробовать дадут, и научат, если получатся будет... Но это всё в нормальных кузнях, это редкость.
Что нужно знать о кузнечном деле? Работа с металлом - очень, очень трудоёмкий процесс. Обычно, всем соискателям "стать кузнецом", я советую взять сборную гантель, навесить на одну сторону два килограмма, во вторую руку взять неполную пластиковую бутылку с водой, смазанную маслом и сжав, вертеть кистью - а гантель поднимать на уровень головы, за "пустой конец" и опускать до пояса. И так хотя бы час без перерывов.
Повторюсь, назвать себя мастером я не могу... Стаж не тот, навыки не те, но четыре года работы, позволяют мне видеть стандартные косяки начинающего, попытки выдать за конфетку - говно, и пускание пыли в глаза яркостью подачи. Кузнец же я потому, что это последняя моя профессия, и рано или поздно, я к ней вернусь, как тот герой из рассказа "Живинка в деле" Бажова...