Найти тему
Максим Щербин

Видеоигры — вредная или полезная активность?

Оглавление

Видеоигры обвиняют и в том, что они популяризируют насилие, и в том, что из-за них дети разучились общаться. Так ли компьютерные игры опасны? Наш блогер Евгения Берняева рассуждает, так ли вредны видеоигры для подростков и не лучше ли им целыми днями читать книжки.

Привычка считать видеоигры бесполезными и вредными

«Видеоигры — это весело, а всё, что весело, полезным быть не может. Максимум не вредным, но всё равно остающимся пустой тратой времени». Вообще эта логика, что вся полезная еда — невкусная, высокооплачиваемая работа — скучная, а учёба — нудная, упорно вводит нас в несчастливое заблуждение. Видеоигры — это отдых, а отдыхать полезно.

Видеоигры, как и любая активная деятельность, задействуют большое количество участков головного мозга, причём игры разных жанров концентрируются на разном. Нельзя рубить с плеча и объединять все игры в одну кучу: они действительно по-разному действуют.

Демонизация «вымышленной реальности»

Сразу расставим всё по местам: вымышленная реальность — это не так плохо. Мы все время от времени нуждаемся в отключении от окружающей реальности, и это норма. Например, кто-то любит играть в пинг-понг по вечерам: выходит с друзьями во двор и фигачит полчаса ракеткой. В это время он не решает никаких задач, не думает о своих проблемах, он погружён в свои мысли.

Пинг-понг, фильмы, книги, рисование, вышивание — это уход от реальности, то есть отдых. В отдыхе нуждаются все. В видеоиграх вымышленная реальность просто очень наглядна — её можно увидеть, она интерактивна, поэтому и заметна больше, но она ничем не хуже. Видеоигры вполне могут быть хобби и формой досуга.

Какая польза от книг и видеоигр?

Самый привычный полезный способ ухода от реальности — чтение. Книги учат человека обращаться с речью, что суперважно: речь опосредует мышление, мышление опосредует речь и так далее. Когда мы читаем, то учимся воспринимать слова не только на предметном уровне, но и на абстрактном, понятийном, возвышенном. То есть, чтобы осознать, что значит слово «квинтэссенция», нам не нужно знать, как она выглядит, видеть её перед собой. Чтение также способствует развитию образного мышления: картинки нет, её рисуешь в мозгу сам, а для мозга это тоже классно.

Видеоигры очень разнообразны — каждый их условный жанр способствует своему типу психической деятельности. В частности, шутеры [стрелялки] требуют включённости для ориентации в пространстве, быстрой реакции, мгновенной оценки рисков и принятия решений. Тренируемые во время игры качества, само собой, в реальном мире тоже очень важны.

Стратегические игры тренируют внимание, долгосрочное планирование, просчитывание последствий своих действий (чего многим людям не хватает), тактические координаторские способности.

Ещё раньше были популярны квесты. Они тренируют память, способность к логическому мышлению, сбору и анализу информации. Само собой, игры могут сочетать в себе несколько жанров — тогда все эти полезные свойства складываются.

Видеоигры делают людей жестокими

У детей примерно лет до восьми ещё размыта граница между реальным/нереальным, поэтому путать их играми, приближенными к реальности, вообще не стоит (даже если там нет насилия). С подростками уже другое дело. Им часто нравятся стрелялки, что иногда вызывает беспокойство родителей.

В шутерах и других играх в людей стреляют, людей убивают, но это не люди. Подросток это прекрасно понимает: у него в руках мышь, перед ним не живой человек, не кадры из фильма, а легко отличимая от реальности сцена. В шутере образы игроков максимально обезличены: маленькие человечки, солдатики, за ними ничего не стоит. Убийство персонажа в книге оказывает большее влияние — там это смерть личности, а в стрелялке — солдатика, пустышки. То, что он «убит», — это условное обозначение, как в морском бое: попали в клеточку с кораблем — «убит». Никто же не задумывается, что там, на корабле, были люди, у них были семьи.

Естественно, это не распространяется на игры, сфокусированные на причинении увечий, изощрённом насилии и так далее. Именно в стрелялках, где «убит» приравнивается к «выведен из игры», никакого вреда для обычного подростка нет.

Всё хорошо в меру

Пока читаешь по полтора часика в день перед сном — всё окей. Как только начинаешь читать с утра и до ночи — это уже плохо. Помимо того что падает зрение, происходит подмена реальности: выдуманный мир выходит на первое место, контакты с людьми становятся в тягость. Когда выдуманная реальность начинает вредить настоящему миру, это плохо: «Пообещал маме выкинуть мусор, зачитался и забыл», «Заигрался в компьютер и пропустил обед» и так далее.

Выдуманный мир — это приятно и здорово, но пропадать в нём сутками чревато последствиями: перестаёшь учиться взаимодействовать с реальными ситуациями, перестаёшь уметь взаимодействовать с людьми. Если ребёнок весь детский сад, всю школу просидел за книжками (не отрываясь на прогулки с друзьями), то он нигде не научился просто общаться с людьми, он не знает, как они себя ведут, как реагируют.

С видеоиграми всё то же самое, что и с чтением, но с оговоркой. В отличие от книг, онлайн-игры, игры в кооперативе дают возможность общения с живыми людьми. В идеале — игра в небольшой команде, предполагающая активное взаимодействие. Игрок учится контактировать с людьми, понимать, что им нужно, общаться, и это здорово. На этом ощутимая прелесть заканчивается: общаться как в реальности он всё равно не научится — в игре есть «специальные условия» для общения: чат, общая игровая цель и так далее, которых в жизни нет.