Как удивительно устроен мир. Кто-то заброшку удостоит лишь взглядом, не захочет тратить на нее время. Кто-то, мимоходом оценив развалины, заметит: "Да тут куча цветмета!" Многие в путешествиях интересуются лишь храмами. Признаться, я наблюдаю за людьми. Мы все разные. И то, что многих научили удостаивать вниманием лишь правильное, по общепринятому мнению, красивое, отреставрированное, и не замечать ветхое, старое, говоря их языком, неправильное - это все последствия современной культуры. Но, как сказал Оскар Уайльд: "Красота в глазах смотрящего". Эстетику заброшенных мест поймут и полюбят не все - для этого нужно обладать особым взглядом.
Несмотря на упавший ниже нуля столбик термометра, проводить время на природе, а особенно подальше от города, доставляет все больше радости. В отличие от общественных мест, только на природе в условиях новых реалий теперь можно почувствовать себя свободным человеком. В один из сухих и солнечных осенних дней мы отправились исследовать новые объекты наших будущих экспедиций. Как обычно, без внимания мы не оставили заброшки. В этот раз их попалось на удивление много на нашем пути.
Почему я люблю заброшки? Заброшки - это целая культура. У них своя эстетика. Просто люди не научены видеть ее, да и просто смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Вспоминая таких людей, хочется привести комментарий одной из моих подписчиц, оставленный ею под материалом о владимирской заброшке: "Разве это кому интересно?" (после вопросительного знака там еще было несколько удивленных смайликов). Отвечаю: да, это очень интересно! Часто заброшенные места обнажают свою историю, раскрывая свои драмы, радости. Кто-то увидит в заброшке просто ветхое, бесхозное строение. А я вижу за этими потрепанными временем стенами судьбы людей, их истории. Так было и в этот раз.
При входе на территорию открылась картина, достойная фотографий - высокие стены из красного кирпича с пустыми глазницами окон, из дверных проемов, словно из пасти, выкатываются груды кирпичей и прочего стройматериала. Уже многих стен нет, у корпусов наблюдается практически полное отсутствие крыши - все это обнажает, словно средневековые, промышленные башенки. Кому-то пейзаж этот покажется неинтересным, даже скучным и серым. На самом же деле, в нем заключена романтика - мы на развалинах.
Мои размышления
Это не просто развалины - перед нами остатки более развитой цивилизации. И, будем честны, мы все живем благодаря этой самой более высоко развитой цивилизации. Просто многие не хотят этого признать или вовсе не задумываются о том, что мы до сих пор используем производственные мощности, созданные в СССР. ТЭЦ и ТЭС, АЭС и ГЭС, мосты, дороги, заводы, фабрики, новые города, и прочее, и прочее - все было создано в Советское время. Для меня до сих пор остается загадкой, что промышленные предприятия так массово закрываются. Во многих случаях даже пустые здания остаются никому не нужными. А ведь для их возведения, введения в эксплуатацию люди жертвовали своим временем, силами. Они старались для будущий поколений, которым все это великое наследие оказалось не так уж и нужным, получается...
В бывшей проходной все в мусоре. И только потертая временем, но до сих пор занимающая почетное место на стене икона заставляет остановиться здесь, задуматься...
Оглядывая эти могущественные развалины, я представляю, как утром здесь, у входа в проходную, толпись рабочие. Вот окошечко - тут они предъявляли пропуск вахтерше, тете Зине или деду Петровичу. Далее проходили по узкому темному коридору в раздевалку, надевали спецодежду, синие рабочие халаты, и отправлялись совершать свой ежедневный трудовой подвиг.
А на улице уже гремели моторы грузовых машин - в них загружали запчасти для тракторов "Владимирец" и другой сельскохозяйственной техники, производившейся на Владимирском тракторном заводе. Оцените масштаб нашего самого известного регионального предприятия, если эта громада-завод был всего лишь его подразделением! Еще один похожий завод-подразделение ВТЗ работал в поселке Колокша. О Владимирском тракторном заводе, о его работниках написано в нашей книге "Владимир. Назад в СССР ☭"
На стене одного из цехов еще сохранились советские плакаты, предупреждающие о соблюдении правил техники безопасности. Значит, именно в этом месте кипело производство. А в обеденное время заводчане устремлялись в столовую через дорогу, откуда доносился аромат борща и другой столовской еды. Знаете, я люблю столовки - какая-то особая теплота, уют, умиротворенность от них исходят. Кстати, заводская столовая сохранилась. сейчас в ее стенах работает кафе. Интерьер уже не советский, но ностальгическая атмосфера прошлого присутствует. Очень приятное место, где можно сытно, вкусно и недорого пообедать.
Путешествуя в мыслях в советском прошлом завода, я словно забыла обо всем вокруг. Из забытья в реальность меня вернули упрямые глухие звуки, доносившиеся из-за стены одного из корпусов.
- Тук, тук, тук ...
- Похоже, мы наткнулись на охотников за стройматериалами и цветметом.
Мне и самой грустно говорить об этом, но такова жизнь. Как только что-то утрачивает свою актуальность - оно становится всеми забытым, заброшенным. Часто даже храмы, даже в дореволюционное время, служили стройматериалом для будущих домов, других храмов и строений. Узнайте хотя бы сколько во Владимире было снесено храмов до революции. Но об этом мало говорят. Если уж храмы сносят, что говорить об индустриальных постройках... Так и эта заброшка служит теперь стройматериалом для людей из близлежащих селений.
Но скоро даже заброшка исчезнет - бывший завод сносят. И таких заброшек много, оттого-то и важно успеть их увидеть и запечатлеть.
Если вы хотите научиться создавать авторские экскурсии и туры по заброшкам и другим достопримечательным местам, еще неизвестным широкому кругу людей - вам может быть полезен курс от Владимирской школы гидов
Жду вас в своей группе https://vk.com/cool_weekend33