Рано утром, ещё затемно, поезд из Владивостока привёз нас на станцию Дальнереченск. На входе в пустынный вокзал пятеро скучающих охранников устроили досмотр почти как в чистой зоне аэропорта - из джинс пришлось достать ремни, а рюкзаки, за неимением сканера, распотрошить наполовину.
Я знал, что скоро на привокзальную площадь должен подойти автобус в Рощино, которым в принципе мы могли бы доехать сюда и прямо из Владивостока. Площадь в пять утра была, конечно же, пуста, а в круглосуточном магазине обнаружились строгая продавщица да словоохотливый забулдыга. Про автобус они слыхом не слыхивали, да и в назначенный срок он не подошёл. Напротив остановки висел рекламный щит с телефон городского такси, и я успел позвонить туда да заказать машину до выезда из города - как вдруг, с 20-минутным опозданием откуда-то из темноты мокрых улиц прикатила маршрутка, на которой, успев отменить такси, мы и продолжили путь. За отсыревшим окном понемногу светало, и просыпаясь, я видел примерно такие пейзажи - натурально, тропики в сезон дождей!
Дальнереченск своими окраинами перехлёстывает через федеральную трассу "Уссури", перпендикулярно которой на сотню километров и уходит дорога в Красноармейский район. В Приморье он слывёт самым глухим и неустроенным - из тех мест, где "закон тайга, а прокурор медведь" (причём - ещё и чёрный!), а дух Девяностых столь вечен, что наверное и до их начала тут был.
Символом Красноармейского района мог бы стать Сихотэ-Алиньский метеорит, упавший морозным утром 12 февраля 1947 года у села Байцухэ, ныне известного как Метеоритное, километрах в 40 севернее райцентра Новопокровки. Вес метеорита учёные оценивают в сотню тонн, но ещё в верхних слоях атмосферы он раскололся и осыпался в тайгу железным дождём. 27 тонн его обломков насобирали учёные, как минимум не меньше - хитники, и в итоге метеорит распространился по музеям всей страны и коллекциям всего мира. Вот этот его обломок я заснял в петербургском Музее связи...
...эти - в бескрайнем Музее минералов в Дальнегорске...
...а что-нибудь наверняка хранится здесь. За донельзя заурядной Новопокровкой (3,6 тыс. жителей), основанной в 1903 как переселенческое село, пейзаж начинает меняться. Луга уссурийской равнины понемногу сменяются тайгой на пологом, едва заметно набирающем высоту склоне Сихотэ-Алиня.
В конце дороги встречает Рощино, крупное село (3,9 тыс. жителей), с соседними Богуславцем, Крутым Яром и Вострецовом образующим оазис в тайге с без малого 10-тысячным населением. Впрочем, вклиниваясь в тайгу, и порождён этот фронтир ей же - вот например какого-то очень уютного вида деревянный ДК "Геолог" Иманской экспедиции. Здесь же в 1977 года открылся неплохой, говорят, геолого-минералогический музей, ныне перешедший в подчинение национального парка "Удэгейская легенда" и переехавший в отдельное здание.
О том, что район Красноармейский, напоминает неожиданно красивый воинский обелиск
Хотя название своё район получил ещё в 1936 году, когда главной войной Красной Армии оставалась Гражданская. И несмотря на обилие рощ, посёлок назван в честь Алексея Рощина - красного партизана, погибшего в этих дебрях в бою с казаками. Впрочем, и то название посёлок получил лишь в 1957 году, а прежде он был просто Стройка. Строили, начав в 1931 году, здесь лесхоз, и лесополки, исправно работавшие даже в самых глухих Девяностых, по-прежнему остаются в Красноармейском районе основой легальной экономики:
С одной из них, забор в забор, и соседствует контора национального парка "Удэгейская легенда". В Приморье им повадились давать звучные имена - ещё тут есть "Земля леопарда" близ Славянки, "Зов тигра" близ Лазо и видимо исходная в этом цикле "Кедровая Падь", созданная ещё до революции.
Удэгейцы, к наследию которых здесь обратились в названии - это коренные жители уссурийской тайги, один из десятка амурских народов, отличавшихся друг от друга не столько языком и обычаями, сколько специализацией: хабаровские нанайцы жили рыбалкой на амурских плёсах, сахалинские ороки - промыслом таёжных и морских зверей, ну а удэгейцы были таёжными охотниками с мелких порожистых рек. Именно из них, а вовсе не из нанайцев, был Дерчи Оджал, более известный как Дерсу Узала.
Осталось ныне удэгейцев, впрочем, дай бог полторы тысячи человек, пополам в Хабаровском и Приморском краях, а в "Удэгейской легенде" те, кто эту легенду складывал, и вовсе представлены единственной семьёй Сулядзига на хуторе Островном (Санчихеза). И - тетрадками, блокнотами да сувенирами с национальным узором, самыми примечательными из которых являются человечки-обереги "багдя":