Еще в 2016 году Украина подписала Ланьцутскую Декларацию ІІ о намерениях принимать участие в развитии маршрута Via Carpatia. Проект включает в себя строительство как железной дороги, так и автобанов.
Via Carpatia – транспортная магистраль, которая должна соединить Европу с севера на юг. Конечными пунктами маршрута станут город Клайпеда в Литве и город Салоники в Греции. Согласно документу, по территории Украины магистраль должна проходить через Мостиську, Львов, Тернополь, Черновцы, Луцк, Ягодин, Ровно, Житомир, Винницу, Коростень, Умань, Одессу и Киев.
В конце ноября 2016 году на Украине было анонсировано строительство высокоскоростной железнодорожной линии колеи 1435 мм из Одессы до Киева. Стоимость строительства оценивалась в 800 млн евро. Дополнительно не менее 40 млн. евро требовалось потратить на покупку скоростных составов. Виделось, что для обеспечения перевозок достаточно было три-четыре состава.
В Национальной транспортной стратегии Украины в качестве одной из целей значится строительство до 2030 года высокоскоростных железных дорог европейского стандарта из Киева во Львов и далее до границы с ЕС, Одессу, Днепр и Харьков. Предполагается не только использовать колею 1435 мм, но и привлечь лучшие мировые технологии в сфере высокоскоростного сообщения. Впрочем реального финансирования проект пока не получил.
И вот в ноябре 2020 года его вновь достали их под стола. Так 4 ноября 2020 года состоялась встреча министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия и руководитель "Украинской железной дороги" Владимира Жмака послом Италии на Украине Давиде Ла Чечилиа, на которой обсудили перспективы сотрудничества между странами относительно развития высокоскоростного железнодорожного сообщения на Украине. В ходе встречи было заявлено, что украинская сторона заинтересована в реализации проекта высокоскоростного железнодорожного движения. По предварительным оценкам, общая длина путей, которую планируется построить в рамках этого проекта, составляет около 2000 км. При этом большую часть пути скоростная магистраль может проходить параллельно существующим железным дорогам, так как в полосе отвода земля принадлежит государству и нет необходимости решать вопрос с ее выкупом.
Совместно с итальянским бизнесом разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства высокоскоростной железной дороги в сообщении Одесса - Киев - Львов - граница с ЕС общей протяженностью 896 км. Она может стать первой высокоскоростной магистралью на Украине, другие направления, а именно сообщение Киева с Харьковом, Днепропетровском (Днепр) и Запорожьем планируется реализовать позднее в порядке очередности.
Интерес к проекту выражают также китайские и корейские компании.
Скоростной железной дорогой считается та, на которой поезд может ехать со скоростью от 200 км/ч, а высокоскоростной – более 250 км/ч. Например, в Китае, Франции поезда ездят со скоростью свыше 300 км/ч. На Украине самыми скоростными составами являются южнокорейские поезда Hyundai, которые курсируют со средней скоростью 110 км/ч, обычные украинские поезда – 57 км/ч.
Вместе с тем учитывая состояние украинской экономики, а также то, что проектирование и строительство высокоскоростных магистралей процесс длительный, есть большие сомнения в том, что первая украинская высокоскоростная магистраль появится к 2030 году.
В России самым скоростным поездом является Сапсан, который в пути между Москвой и Санкт-Петербургом на участке Окуловка — Малая Вишера разгоняется до 230-240 км. Средняя же скорость состава находится около 200 км, что с натяжкой позволяет его относить к скоростному сообщению. Отдельных высокоскоростных магистралей не построено до сих пор, хотя первые проекты еще относятся ко временам СССР. Таким образом, на территории бывшего Советского Союза еще не построено ни одной высокоскоростной магистрали.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Разные железнодорожные фотографии Тулы. Фото ушедшей техники-8
Фото ушедшей техники - 6. Разные фото из Тулы 20 лет назад
Как менялся поезд "Качура" в 21 веке: от подкидыша до РА3