Чем отличается участие в государственных закупках от обычной коммерческой деятельности по продаже товаров или услуг? Тем, что она грубо отменяет первое правило коммерсанта – «купить подешевле, продать подороже».
Первый «камень на дороге» - это начальная максимальная цена контракта. Выше изначально заявленной цены за товар или услугу заказчик не заключит контракт ни при каких обстоятельствах. И главная проблема здесь не только в том, чтобы выдержать снижение цены под давлением высокой конкуренции, переиграть соперников в электронном аукционе или угадать с подачей цены в котировочной заявке. Одна из основных проблем в том, как эта начальная максимальная цена контракта формируется. Самый простой способ определения начальной цены контракта заказчиком –это сбор коммерческих предложений от потенциальных поставщиков. Казалось бы, какие могут возникнуть сложности?
Могут. Первая сложность заключается в планировании закупок заранее. Заказчики собирают коммерческие предложения для организации закупок задолго до их объявления. Никто не учитывает колебания курса валют, инфляцию и т.д. И получается, что оптовая закупочная цена на мультимедийный проектор, на который получены коммерческие предложения в марте, становится на 5%-10% дороже, чем запланировал потратить заказчик.
Вторая сложность в том, что, не будем греха таить, само получение коммерческих предложений – дело хлопотное. Нужно разослать не менее пяти запросов, получить не менее трех ответов, при этом полученные ответы не должны иметь большого разброса цены. Заказчику гораздо проще обратиться к знакомому предпринимателю и получить нужные коммерческие предложения «от фонаря». Только – тсс!, я вам об этом не говорил.
Второй, самый страшный и тяжелый «камень», - это «договорняки» и, так называемые, «булворк» продукты. Технические задания составляются таким образом, что добросовестное участие в подобных закупках становится практически невозможным. Манипуляция размерами, дополнительными характеристиками, указание огромного количества бессмысленных параметров и значений – все это можно обнаружить изучая технические задания, размещенные на портале zakupki.gov.ru.
Что делать в таких ситуациях, спросите вы? Если перед вами электронный аукцион, - пишите запрос на разъяснения и требуйте внести в документацию изменения, которые позволят вам участвовать в закупке. Заказчик отказывается или перед вами запрос котировок? Пишите жалобу в ФАС. Ну, или проходите мимо.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стесняйтесь, - пишите. Возможно, мы вместе с вами поборемся с незадачливыми или бестолковыми заказчиками.
Подписывайтесь на канал. Позже мы разберем много интересных закупок, приведем много примеров недопустимого поведения заказчика, а также разберем и применим основные методы борьбы с ними
Удачи в торгах!