Из городка Оремов лаз в Словакии воинскую часть моего мужа перевели в Уречье. По тем временам очень неплохое место. Военный городок располагался недалеко от одноименного населенного пункта.
Зелёный, окруженный белорусскими лесами. Со своей школой , продовольственным и промтоварным магазинами.
Все офицеры выезжали в Уречье без семей. Чтобы довести на Родину боевую технику из Словакии в целости и сохранности.
Жены и дети должны были самостоятельно добираться в Союз.
Поскольку жить семьям в Уречье пока было негде, контейнеры с вещами сначала отправляли к родственникам, а жены с детьми отправлялись вслед за ними.
Не все вещи можно было отправлять с контейнерами. Поэтому часть из них нужно было привезти с собой. Нас по пути ожидали две пересадки. Хорошо, что мама осталась с нами до вывода. Не могла себе представить, как оставлять дочь и внука в момент убывания из части. Между прочим, она сильно рисковала, потому что срок её визы истёк, и на границе к документам могли бы придраться. Но словацкие пограничники только мельком взглянули на визу и ничего не сказали. У нас будто гора с плеч свалилась! А то, как в книжках , едешь и боишься :" Сейчас поймают". И ком в горле не проглотить от волнения.
Моему сыну тогда исполнился 1 год и 3месяца. Чемоданы, коляска, ребенок и горшок ( почему - то этот важный атрибут упаковать не получилось) с вокзала на вокзал в Москве, на метро. В декабре. Потом в поезд до Ворошиловграда мы влезли без билета, потому что билетов на день нашего прибытия в Москву не оказалось в продаже. Заранее билеты из части купить было невозможно.
Проводница пустила нас в тамбур. Сжалилась. Благодарна ей по сей день!
Мама с Севой и вещами осталась стоять в тамбуре. Мимо неё сразу же побежали люди в вагон - ресторан, недовольные, что этот "табор" мешает движению.
Я побежала в 9й вагон, к начальнику поезда, захватив на всякий случай бутылку чешского пива ( тогда в Союзе чешского пива днём с огнем не найти было) Начальник сначала ничего и слышать не хотел, но пиво помогло, и мне продали один билет на троих. Маму оштрафовали , как безбилетницу, но разрешили ехать всем. Маленькие дети могли ехать без места, бесплатно. Уже удача. Может, по пути кто - нибудь выйдет.
Что удивительно, сосед по купе, с верхней полки, ушел в ресторан и так там засиделся, что в купе обратно не дошел, заснул где - то по дороге.
И мы на свой страх и риск воспользовались пустым спальным местом . Пожилая пара, ехавшая с нами , не возражала. Проводница буркнула :
- Да этот вряд ли придет до утра!
До Ворошиловграда мы добрались благополучно. Там повезло взять машину в родной город Ровеньки. И через полтора часа мы очутились в маминой пустой квартире. Вода , на наше счастье, шла из крана , и можно было помыться. В тех краях по сей день проблема с водой. Не дотягивает не только до четвертого этажа, где мы жили, но и до третьего. Если бы воды в кране не оказалось , пришлось бы бежать к колонке и носить вёдер двадцать , как обычно.
Не мы одни путешествовали по дорогам Советского Союза, конечно. С сумками , баулами, простаивая часами и даже днями у касс железнодорожных вокзалов и аэропортов. Не мы одни знали, что отсутствие билетов в кассах не значит отсутствие мест в поездах и самолетах. Не мы одни всё - таки добирались до пунктов назначения .
И ещё. Отдельное спасибо всем сотрудникам комнат матери и ребенка! Там можно было найти приют на время ожидания , место отдыха и умывальники с водой. Даже пеленальные столики были у мамочек в распоряжении!
И спасибо всем неравнодушным людям , которых я встречала немало на просторах нашей необъятной Родины!
Я хотела написать побольше про Уречье, а получилось про дорогу. В Уречье мы, конечно добрались. Так же, вслед за контейнером, с вещами , но позже. Когда уже было куда въезжать.