Россия в XX веке повоевала изрядно. Каким же было оружие России в этом суровом столетии тотальных войн, когда все виды вооружений практически достигли пика своего технического развития? Наверное, русскую «оружейную десятку» могли бы составить следующие легендарные инструменты войны: трёхлинейка Мосина, наган, бронепроезд, пулемёт «Максим», маузер, ППШ, танк Т-34, автомат Калашникова, истребитель МиГ-15, РПГ-7.
С изобретением знаменитой русской трёхлинейки связана романтическая история. Однажды артиллерийский капитан Сергей Иванович Мосин влюбился в жену тульского помещика Арсеньева, Варвару, урождённую Тургеневу, племянницу великого писателя. Вспыхнул настоящий роман с тайными встречами, предательствами и арестом молодого любовника. Возмущённый муж устроил скандал, и Мосин вызвал его на дуэль. Арсеньев от дуэли отказался, нажаловался на Мосина властям, и потребовал за изменницу 50000 отступных – громадные деньги, которых бедный Мосина отродясь не видал. И тогда Сергей Иванович сделал замечательную магазинную винтовку – в то время вопрос оснащения императорской пехоты хорошим оружием стоял остро. За своё изобретение Мосин получил 30 тысяч рублей и орден Святого Владимира 3 степени. Для женитьбы суммы не хватало. Французская фирма «Рихтер» предлагала Мосину за его изобретение бешеные деньги — 600 тыс. франков, затем миллион. Однако стеснённый в средствах русский оружейник от этой сомнительной сделки отказался. Считается, что это была первая в истории попытка шпионажа в области ВПК. Денег, чтобы устроить своё семейное счастье, у Мосина по-прежнему не было. И неожиданно, спустя 5 лет после изобретения винтовки, Мосин получил Михайловскую премию. Свадьба наконец состоялась. Многие считают, что счастливое завершение этого бурного романа не обошлось без участия императора Александра III, знавшего о драматической истории любви Мосина и поспособствовавшего в получении нужной суммы. В 1885 году оружейная комиссия признала винтовку Мосина лучшей из 119 других систем, и, указав на необходимость доработки некоторых деталей, заказала Тульскому оружейному заводу тысячу винтовок для широких войсковых испытаний. После нескольких лет участия в серьезных конкурсах винтовка Мосина была принята на вооружение. 16 апреля 1891 года император Александр III Миротворец утвердил образец «трехлинейки». «Трёхлинейка» стала детищем четверых изобретателей. Хотя основой конструкции послужили оригинальные решения Сергея Мосина, создавшего затвор и отсечку-отражатель, патрон и ствол – заслуга полковника Роговцева, полковника Петрова и штабс-капитана Савостьянова, членов Комиссии по испытанию магазинных ружей. Способ заряжания и патронная обойма были позаимствованы у Леона Нагана. Бельгийский конструктор передал русскому правительству все патенты, чертежи и лекала на свою винтовку за вознаграждение в 200 тысяч рублей. Опытный образец винтовки назывался так: «предложенный гвардейской артиллерии капитаном Мосиным образец новой пачечной (магазинной) винтовки уменьшенного калибра и патрона к ней, спроектированного комиссией для выработки малокалиберного ружья, а также пачечной обоймы, предложенной иностранцем Наганом». Официальное же название винтовки стало следующим: «Русская винтовка образца 1891г.» Имя Мосина в название не вошло на том основании, что «в окончательной разработке винтовки участвовал не один капитан Мосин». Для Сергея Ивановича это было обидой до конца его дней. Но через 22 года после его кончины винтовке всё же было присвоено имя её изобретателя.
Наган
История проникновения этих револьверов в русскую армию сегодня кажется необычной. Для конца 19-го века наганы обладали устаревшими для револьверов свойствами. А именно – взвод у них был не автоматический, при нажатии на спусковой крючок, а ручной, то есть стрелку приходилось взводить курок большим пальцем перед каждым выстрелом. Кроме того, отсутствовал механический экстрактор, то есть выбрасыватель стреляных гильз, и при перезарядке стрелок должен был специальным шомполом выталкивать гильзы из барабана по одной. Первое применение нагана в бою произошло 4 июня 1900 года в Китае. Несколько подразделений — русское, итальянское, японское и английское — осаждали форты Таку, занятые китайскими повстанцами — «боксёрами». На совещании командиров поручик Станкевич предложил брать форт штурмом, в то время, как англичане и японцы были намерены отступать. После короткого спора Станкевич заявил, что союзники могут поступать, как им угодно, но в случае, если они не хотят участвовать в штурме, он захватит форт один. Союзники, скрепя сердце, согласились в штурме участвовать. Выстроились войска так: впереди стояли русские, чуть сбоку — англичане. Во второй линии — итальянцы, немцы и японцы. С началом штурма семеро военных царской армии первыми подбежали к воротам, взломали их прикладами и ворвались в крепость, полную ошеломлённых такой дерзостью китайцев. Двоих «боксёров», опомнившихся быстрее других и вскинувших винтовки, поручик Станкевич тут же застрелил из нагана, после чего взобрался на стену изнутри, чтобы подать знак, что форт он захватил. История штурма Таку этим не завершилась, далее следовали другие интересные эпизоды, но, как мы видим, наган своего владельца не подвёл. До революции наган оставался офицерским и солдатским оружием. Обладатели наганов сражались на фронте, а вредившие в тылу террористы предпочитали браунинги. После 17-го настал черёд тех, кто был, по выражению Маяковского, «с Лениным в башке и с наганом в руке». Почти вся промышленность рухнула, но Тульский оружейный завод исправно выпускал наганы — с 18 по 20 годы произвёл их 175 115 штук.
БРОНЕПОЕЗД
Изобрели бронепоезд на рубеже 19 и 20 веков, когда опутавшие весь мир железные дороги с их мощными паровозами и платформами впервые дали военным возможность разместить на мобильной базе броню и сильное вооружение. Но затем появились танки и самолёты, а бронепоезда морально устарели. Повоевать им почти не довелось. Так бы и исчез этот громоздкий, узко специализированный вид оружия за кулисами истории, если бы не Гражданская война в России. Именно она выкатила бронепоезд на обломки Империи, словно на пьедестал, и сделала его главным героем исторической драмы. Наверняка царские военные инженеры, сидя в комфортабельных вагонах первого класса, размышляли о том, как было бы приятно вот так приехать на войну и не тащиться затем по пыльным дорогам и бивакам, а сражаться, не выходя из поезда. Нет сомнений, что именно люди такого склада придумали бронепоезд. За возможность воевать в комфортных условиях экипажам бронепоездов всегда завидовала пехота и даже кавалерия. Сиди себе за бронёй да постреливай окрест. Но на самом деле условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твёрдость характера». И это не случайно — во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты из-за паровозного дыма и пороховых газов. Летом было жарко, зимой — холодно; теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко рядом убитые и раненые — таково «поле боя» солдат бронепоездов. Бронепоезда появились в англо-бурскую войну и пусть не сразу, но довольно быстро приобрели знакомые нам очертания. Паровоз размещали в середине блиндированного поезда, убивая тем самым двух зайцев — создавали ему дополнительную защиту и давали возможность фронтального ведения огня блиндированному вагону — артиллерийские орудия чаще всего устанавливали в торце вагона. В качестве артиллерийского вооружения бронепоездов чаще всего применялись 76-мм полевые орудия, хотя иногда устанавливались и более мощные 150-мм и 220-мм пушки. Число вагонов в блиндированных поездах обычно не превышало десяти, а чаще всего составляло три-четыре. Для маскировки их раскрашивали под цвет местности. В ночное время для освещения пути использовали электрический рефлектор, энергию для которого вырабатывала динамо-машина. Только появившиеся бронепоезда были последним словом техники. Для ведения разведки они оборудовались воздушными шарами, которые крепились к составу намотанным на вал лебедки стальным тросом. В корзине аэростата имелись подзорная труба, телефон или сигнальное устройство для связи с командой бронепоезда. В состав некоторых блиндированных поездов также включались блиндированные железнодорожные самокаты системы Симса. Предназначались они для рекогносцировки, для ремонта и охраны пути и для участия в боевых операциях блиндированных поездов. Экипаж самоката состоял из 3 — 4 человек, а вооружен он был автоматической скорострельной пушкой Максима. Работал самокат на керосиновом двигателе мощностью 7 лошадиных сил. Максимальная скорость — 24 мили в час. Такими были английские бронепоезда во время англо-бурской войны. Затем они просто утратили своё значение. Новую жизнь в этот вид вооружения вдохнула Гражданская. В ее ходе боевые действия носили маневренный характер и велись в основном вдоль железнодорожных магистралей, служивших главными коммуникациями для всех участвовавших в войне сторон. В городах, расположенных рядом с железными дорогами, располагались многочисленные склады с оружием, боеприпасами, обмундированием и тому подобными полезными вещами. Естественно, каждая из участвовавших в войне сторон стремилась их захватить. Поэтому наиболее ожесточенные бои шли за железнодорожные узлы и магистрали, и здесь роль бронепоездов часто была решающей. Чтобы понять масштаб войны бронепоездов, достаточно посмотреть на их количество: у белых было 109 бронепоездов, у красных — 79. Вот перипетии поезда «Единая Россия», первого тяжёлого бронепоезда Добровольческой армии, вооружённого двумя 105-миллиметровыми орудиями, одним 120-миллиметровым и одной 47-миллиметровой пушкой: «Единая Россия» дважды брала Армавир, участвовала в наступлении на Ставрополь, в наступлении в Донецком бассейне и в самой большой в мире боевой операции бронепоездов под Царицыном, куда была направлена на поддержку частей генерала Врангеля. В 1919 году бронепоезд был переброшен на московское направление. В ночь на 20 сентября участвовал во взятии городского вокзала в Курске, затем был направлен в тыл на борьбу с Нестором Махно. Был протаранен махновским паровозом, починен в Донецке и достался красным без боя… Каждый эпизод этих двух лет — отдельная драма, свидетельство подвигов и самопожертвования, надежд и отчаяния, верности и предательства. И это история только одного поезда из 188. Реввоенсовет республики 5 августа 1920 года выпустил инструкцию, по которой все бронепоезда по своему оперативно-тактическому предназначению подразделялись на три типа: Тип «А» — ударные полевые или штурмовые бронепоезда. Сильно бронированные составы, в составе бронепаровоза, двух бронеплощадок с двумя трехдюймовыми орудиями, восемью пулеметами на каждой, и базы. Боезапас составлял 1200 снарядов и 216000 патронов. Команда — 162 человека. Часто их именовали штурмовыми, поскольку предназначались они для решения задач в условиях ближнего боя. Тип «Б» — бронепоезда огневой поддержки. Легкобронированные, в составе полубронированного паровоза, одной бронеплощадки с двумя 107-мм или 122-мм орудиями и четырьмя пулеметами и база. Команда — 57 человек. Тип «В» — бронепоезда огневой поддержки. Легкобронированные, в составе полубронированного паровоза, одной бронеплощадки со 152-мм или 203-мм орудием и двумя пулеметами. Команда — 37 человек.
Пулемет «Максим»
Создателя пулемёта «Максим» звали Хайрем Максим. В 1888 году для демонстрации пулемета в России этот ловкий американский выдумщик сделал патронный короб специальной конструкции, вмещавший 666 патронов. «Дьявольское число» патронов в коробе российского пулемёта Хайрем сделал исключительно ради общественного резонанса. Других причин для эпатажа не было – в обычный короб помещались 320 патронов, в стандартном двойном, соответственно, их было 640. Как ни печально, маркетинговая смекалка Максима имела успех, и первый массовый станковый пулемет совершил на полях сражений мировой войны кровавую революцию. Вполне возможно, что менее броские рекламные ходы не смогли бы так быстро переломить инерцию мышления в стрелковом деле. Ведь в то время об огневой плотности никто особенно не заботился, а в солдатских «наганах» даже убрали функцию автоматического взвода курка, чтобы не провоцировать неприцельную стрельбу. Считалось, что главное в стрельбе – точность каждого выстрела. Когда «Максим» впервые показали Николаю II, он написал: «Из-за диковинки под названием пулемет армия останется без патронов». Тем не менее, Хайрем Максим получил заказ на 12 пулемётов, каждый из которых обходился казне в 769 рублей золотом. А следующий контракт был заключён сроком на 10 лет на сотни пулемётов в год. С 1905 года «пулемет системы Максима» начали выпускать на Тульском оружейном заводе. Боевые качества этого оружия были выше всяких похвал, и оно продержалось на вооружении армии очень долго. В 1969 году во время советско-китайского конфликтов в районе острова Даманский и у озера Жаланашколь на Дальний восток срочно направили именно «Максимы», так как в советской армии не оказалось ни одного пулемета, способного стрелять непрерывным огнем. «Максим» же способен выпустить несколько тысяч пуль без всяких последствий для себя. Собственно, количество выстрелов из него ограничивается только закипанием охлаждающей жидкости — воды. Водяное охлаждение было достоинством и бедой этого славного оружия. Достать 4 литра воды в бою иногда было сложно. Поэтому единственным наглядным отличием русского пулемета Максима от других стала широкая горловина на защитном кожухе. В нее можно было не только легко залить воду, но и набросать снега. Пулемёт «Максим» стал первым механизмом, дающим одному человеку возможность в считанные минуты уничтожить сотни бойцов противника, и поля сражений превратились в бойню. С «Максимом» закончились «галантные войны», начался кромешный ад войн тотальных.
Автомат Калашникова (АК-47)
Легендарный автомат, который входит в «Книгу рекордов Гиннесса» как самое распространенное оружие в мире. Оружие, состоящее на вооружении армий и спецподразделений 106 стран. Оружие, изображённое на гербах пяти стран — Зимбабве, Мозамбика, Восточного Тимора, Буркина-Фасо, Конго. Казалось бы, история создания АК хорошо известна. Изобрёл это чудо-оружие простой советский паренёк, танкист с семью классами образования, Михаил Калашников. Ранее этот талантливый самородок придумал инерционный счётчик выстрелов для танка и несколько интересных с технической точки зрения, но не вполне удачных образцов оружия — самозарядного карабина и пистолета-пулемёта. В производство они не пошли. А в 47-м году Михаилу Тимофеевичу улыбнулась удача, созданный им автоматический карабин — АК — был принят на вооружение Советской армии. Калашников получил Сталинскую премию в 150 000 рублей — при стоимости автомобиля 6 000 — и статус лучшего в мире оружейника. Однако в этой истории есть нюансы, которые при советской власти не афишировались. В конце 60 годов в СССР вышел на экраны польский сериал «Четыре танкиста и собака». Он стал очень популярным и, конечно, малейшие нюансы фильма, в том числе «киноляпы», подхватывались и живо обсуждались зрителями. К числу кинематографических ошибок, с точки зрения публики, относилось то, что немцы в 44 году воевали автоматом Калашникова. «Не хватило у поляков денег на шмайсеры» — потешались зрители. Однако бутафоры всё сделали правильно. Оружие, который все принимали за «калашников», было на самом деле автоматом Шмайсера StG-44. Хуго Шмайсер, сын одного из крупнейших мировых оружейников Луиса Шмайсера, родился в немецком «оружейном городе» — Зуле. Ещё до Первой мировой войны он разрабатывал стрелковое оружие в фирме «Бергман». После заключения Версальского договора, запрещавшего немцам производить пулемёты, Хуго Шмайсер всё равно продолжал работу над ними. Знаменитые автоматы МР 34, МР 36, МР 38, МР 40, известного, как «Schmeisser МР» — всё это заслуга херра Шмайсера. Наконец, в 44-м году Шмайсер совершил технологический прорыв и представил штурмовую винтовку — Sturmgewehr — 44. Иначе говоря, автомат Stg — 44.
РПГ-7
За последние сто лет люди придумали десятки новых видов оружия и тысячи модификаций для каждого из них. Есть автоматы для стрельбы в темноте и из-за угла, пистолеты большой пробивной силы или бесшумного действия, ракеты разной дальности с разными боеголовками и ещё бездна всяких хитроумных приспособлений. Но половину всего ущерба в современных войнах враждующие стороны наносят друг другу одним незамысловатым оружием — советским противотанковым гранатомётом РПГ-7. С появлением РПГ можно было констатировать, что изобретено абсолютное оружие. Уже 50 лет один-единственный боец с РПГ обладает огневой мощью, способной уничтожить роту вооружённых до зубов солдат противника. Один человек стал равен танку или вертолёту. В каком-то смысле РПГ-7 поставил жирную точку в истории развития вооружения. Конструкция РПГ-7 настолько совершенна, надёжна и проста, что с момента его разработки уже в течение полувека она практически не меняется. Улучшаются только боеприпасы к гранатомёту. Можно долго готовить, обучать и вооружать суперсолдата — и если не с первой, то с третьей попытки его уничтожит неграмотный крестьянин из РПГ осколочной или термобарической гранатой. Количество уже изготовленных гранатомётов и боеприпасов к ним позволяет воевать ещё добрую сотню лет.