Окончание, читайте часть1 и часть 2
Капитан Владимир Мартусь. Человек в кораблестроениии не случайный - выпускник Ленинградского кораблестроительного института.
Но почему исторический парусник? Может быть, есть связь... Помнится, несколько лет назад мне попалась на глаза передача про клуб "Полярный Одиссей" в Петрозаводске, где строили различные деревянные суда, как встарь. К сожалению, теперь это видео найти не удалось, лишь кадры оттуда.
Журналист познавала все прелести хождения под парусами на лодье "Святитель Николай". На таких ходили русские поморы в дальние страны, в Англию, например.
Спустя какое-то недолгое время мне снова встретился "Святитель Николай". В другом видео - про Кижи. Впечатление, как нежданно - негаданно встретить старого знакомого. А, может, волшебство? Словно переплыл "Святитель Николай" из одного кадра в другой. (листайте)
Знаменитые Кижи известны, прежде всего, как музей деревянного зодчества под открытым небом, где сохраняются традиции Русского Севера. Однако, островное расположение также сыграло значительную роль в жизни местного населения: лодка на Онеге - основное средство передвижения.
На острове исторически появился свой тип лодки - кижанка. Музей взялся сохранить местную культуру судостроения, и таким образом здесь существует лодочная мастерская, уже более 20ти лет проводятся каждый год яркие и красочные в любую погоду Кижские регаты, в которых принимают участие и суда "Полярного Одиссея".
Деятельность "Полярного Одиссея" при более близком знакомстве начинает вызывать неподдельное уважение своей масштабностью, целеустремлённостью, верностью идее и родному краю. За четыре десятилетия своего существования он заматерел хозяйством, в котором музей, собственная верфь, школа. С верфей клуба сошли порядка 40 различных исторических судов. Плодотворен оказался труд петрозаводских корабелов. Впечатляет.
А фрегат "Штандарт" был построен на пустыре у Смольного. В заброшенном парке на берегу Невы соорудили избу-мастерскую, 4 ноября 1994 года заложили киль, и дело пошло.
И снова не просматривается в прессе никаких связей с "Полярным Одиссеем", как будто две параллельные вселенные, существующие каждая сама по себе.
Строительство шло 5 лет собственными силами, силами добровольных помощников и присоединявшихся компаний, в том числе зарубежных. Сильное впечатление производит история англичанина Грегори Палмера, историка, который в 1992 году после недельного знакомства с командой русской шхуны «Святой Петр», первого исторического корабля, построенного Мартусем, бросил всё на родине и уехал жить и позже строить "Штандарт" в Петербург. Его жена Энн переехала вслед за ним, но через некоторое время судьба их снова разлучила - уже навсегда - Грегори не стало, но Энн осталась и продолжила дело своего мужа.
На шхуне "Святой Петр", строительство которой стало первым опытом воплощения его детской мечты, Мартусь плавал 4 года, а потом её пришлось продать для того, чтобы строить "Штандарт".
Шхуна, проданная уже другому англичанину, сначала возила туристов по Карибскому морю, а потом, по словам журналиста «МК» в ПИТЕРЕ», стала настоящей знаменитостью - она принимала участие в съёмках "Пиратов Карибского моря" в роли пиратской "Чёрной жемчужины".
И, всё - таки, мир тесен! В одной из статей связь обнаружилась самая прямая - Мартусь был членом "Полярного Одиссея" в 80-х годах прошлого века, задолго до постройки "Штандарта", оттого в статьях про фрегат не возникала тема клуба. Мартусь даже принимал участие в знаменитом походе на Шпицберген на коче "Помор" в качестве старшего помощника капитана, который состоялся в 1989 году. О чём на сайте клуба есть видео, правда, увидеть его можно только после регистрации, и есть видео на ютубе.
Старинные, можно даже сказать, родственные связи проявились во время впечатляющего своим размахом спуска "Штандарта" на воду в 1999 году, когда члены клуба Юрий Наумов и Александр Скворцов были приглашены в качестве почётных гостей, но не смогли пробраться через многотысячную толпу к месту события.
Тогда на встрече с товарищами Мартусь пообещал прийти на фрегате к ним в гости в Кижи.
Почему "к ним" в Кижи, а не в Петрозаводск? Как оказалось, всё повязано: Юрий Наумов - старший научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» и основатель Кижской регаты.
На фрегате или нет, но как минимум один раз Мартусь в Кижах бывал в 2008 году - принимал участие в Круглом столе по вопросам изучения и сохранения традиционного судостроения и судоходства на Северо-Западе России. Давно это было.
И вот, наконец, теперь Мартусь снова может прийти в Кижи, и точно на "Штандарте" - здравый смысл восторжествовал, и фрегат признали на родине. Капитан надеется, что все формальности утрясутся вскоре окончательно и бесповоротно, и летом 2021 года он сможет пристать к берегу в родном порту Петербурга.
P. S. Вишенка на торт:
"Штандарт" и тот самый маяк, с которого всё началось, кадр из видео о выходе в море фрегата после ремонта на верфях Вила-ду-Конде.
Понравилась статья? Была вам полезна?
Поддержите автора своим вниманием, ставьте "лайк", пишите комментарии и подписывайтесь на канал