Он родился 23 июня 1802 года. Дед будущего флотоводца Михайло Тимофеевич Нахимов происходил из ахтырских казаков, участвовал в знаменитых суворовских походах — Очаковском и Хотинском. Он много лет возглавлял Ахтырскую таможню и при выходе в отставку в 1757 году Указом императрицы Елизаветы Петровны был пожалован чином сотника “за безупречную службу и заслуги”. С этого указа начинается дворянство Нахимовых.
Отец будущего адмирала Степан Михайлович был секунд-майором во времена Екатерины Великой. Уйдя в отставку, он жил в небогатом имении Городок Смоленской губернии. Здесь и появился на свет Павел Степанович Нахимов.
У него было четыре брата и пять сестер. Все мальчики потом стали военными моряками. Младший брат Павла – Сергей закончил службу вице-адмиралом, директором Морского кадетского корпуса, в котором в юности обучались все пять братьев. Но Павел больше всех прославил свое имя.
Окончив кадетский корпус, он, один из лучших, был произведен в мичманы. В 1818 году на фрегате «Крейсер» Нахимов отправился в кругосветное плавание под командой адмирала Михаила Петровича Лазарева. Того самого Лазарева, который с Беллинсгаузеном открыл шестой континент. Нахимова он любил как сына и дал ему такую характеристику: «Чист душой и любит море». Вот как проявлялась в поступках эта чистота.
Во время кругосветки на пути к Сан-Франциско разразился шторм и за борт упал матрос. Фрегат шел полным ходом и сразу остановиться не смог, но Нахимов уже стремительно опускал за борт шлюпку. Увы, спасти несчастного не удалось, а шлюпку стало уносить шквалом от корабля. Лишь через четыре часа на палубу вытащили обессиливших спасателей.
Это было обычным делом для Русского флота, когда офицеры рисковали жизнью ради спасения рядовых. Так, в Средиземном море погиб, выручая матроса, ученик Лазарева мичман Домашенко. По инициативе Нахимова команда собрала деньги и поставила ему памятник.
Совсем по-другому вели себя английские моряки. Вот характерный случай из более близкого к нам времени. Когда в 1912 году тонул знаменитый «Титаник», офицеры проявляли чудеса «героизма», спасая… самых богатых пассажиров, не пропуская к шлюпкам тех, кто беднее, словно они не люди. Некоторые оправдывают такое поведение, называя его «признаком аристократизма»…До такой низости не опускались русские офицеры. Они жертвовали жизнью ради спасения братьев во Христе, независимо от их материального положения, что было признаком настоящего благородства. Бескорыстное служение Богу и Отечеству свидетельствовало об истинной христианской вере и духовном превосходстве русских моряков. Они побеждали вооруженных до зубов англичан, французов и «разных прочих шведов» силой духа.
После кругосветки, как лучшего из лучших, Нахимова попытаются определить в Гвардейский экипаж. Служба там считалась исключительно почетным и выгодным делом. Но Павел Степанович буквально умолил Лазарева избавить его от привилегии стать сухопутным моряком.
К тому времени лазаревцы сменили фрегат «Крейсер» на 74-пушечный линейный корабль «Азов» – настоящую плавучую крепость. С пяти утра до одиннадцати вечера Нахимов занимался переоборудованием корабля, после чего без сил падал в постель. Офицерам Гвардейского экипажа даже не снились такие труды. Но Павел Степанович был счастлив, что отказался от спокойной карьеры «сухопутной крысы» и может быть полезен на корабле. Старания Нахимова и его товарищей заметило командование: вооружение, снаряжение и организация службы на «Азове» были признаны образцовыми.
Летом 1827 года «Азов» в составе русской эскадры двинулся в Средиземное море. Рядом с Лазаревым были три будущих героя Севастополя, даты рождения и смерти которых почти совпадают, три будущих адмирала: Нахимов, Корнилов, Истомин.
8 октября 1827 года союзные эскадры (русская, английская, французская) блокировали Наваринскую бухту. Сражение началось очень странно: англичане, в нарушение договора, первыми двинулись вперед при загадочном молчании турецко-египетской артиллерии, вдвое более мощной, чем у союзников. Зато на русских обрушился шквал огня.
Что произошло, остается «загадкой» для историков. Но английский король на документе о награждении Мичмана Гарри Кодрингтона – сына адмирала, командовавшего эскадрой, сделал приписку: «Я посылаю ему ленту, хотя он достоин веревки». Как видим, уже тогда поведение английских аристократов не отличалось благородством. Они решили загребать жар руками русских моряков.
Линейный корабль «Азов» шел головным и был атакован шестью кораблями противника. На дно один за другим были пущены три турецких фрегата и корвет. Затем метким огнем подожжен и взорван 80-пушечный линейный корабль. Нахимов в этом бою командовал орудиями на баке и, не прекращая стрелять, потушил два пожара. Из 34 человек, сражавшихся под его началом, 17 выбыли из строя. Более опасного для наших моряков участка в Наваринском сражении просто не было. Как передавал потом Нахимов в письме другу, «казалось, весь ад разверзся перед нами! Не было места, куда бы не сыпались книппели, ядра и картечь». Но он чудесным образом остался жив и невредим. Недаром Павел Степанович носил на груди Крест-мощевик, доставшийся от предков. Его хранили вера в Бога, молитвы святых и праведников.
По общему признанию, корабль Лазарева был в сражении самым доблестным. «Азову», впервые на русском флоте, присвоили Георгиевский кормовой флаг. За храбрость Нахимов получил звание капитан-лейтенанта и Георгиевский крест.
А весной у берегов Греции был захвачен 20-пушечный турецкий корвет «Восточная звезда». Его переименовали в «Наварин» и отдали под команду Павла Степановича. Он трудился на нем, как говорится, 24 часа в сутки. В результате «Наварин» стал одним из лучших наших кораблей по внешнему виду и, главное, по сплоченности экипажа. Матросы поверили в своего командира, полюбили его. И не только за трудолюбие.
В то время, когда мордобой считался обычным явлением на флоте, Нахимов настойчиво требовал человеческого отношения к матросам. Он говорил офицерам: «Пора нам перестать себя считать помещиками, а матросов крепостными людьми. Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводит орудия на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобится, все сделает матрос, ежели мы, начальники, не будем эгоистами, ежели не будем смотреть на службу, как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчиненных, как на ступень для собственного возвышения. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость и геройство, ежели мы не себялюбивы, а действительные слуги отечества… Вот это-то воспитание и составляет основную задачу нашей жизни; вот чему я посвятил себя, для чего тружусь неусыпно и, видимо, достигаю своей цели: матросы любят и понимают меня. Я этою привязанностью дорожу больше, чем отзывами чванных дворянчиков”.
Кстати, Нахимов одним из первых предупреждал «западников» об опасности увлечении всем иностранным. Он говорил офицерам, что пренебрежение к русской культуре «для нашей службы чистая гибель… Понятно, что господа эти до такой степени отвыкают от всего русского, что глубоко презирают сближение со своими соотечественниками – простолюдинами. А вы думаете, что матрос не заметит этого? Заметит лучше, чем наш брат». И на такого матроса нельзя будет положиться в бою офицерам. Преклоняясь перед Западом (то есть перед противником) и презирая своих подчиненных, такие господа ставят под угрозу не только себя, но и общее дело – защиту Отечества.
А матросам Павел Степанович говорил: «Я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно, я горжусь вами с детства».
Такое отношение к подчиненным вызывало огромное уважение и искреннюю любовь к командиру. Моряки называли его «отцом-благодетелем». По примеру Нахимова, на корабле все трудились с воодушевлением, а в бою приходили на помощь товарищу и готовы были жертвовать собой, спасая других.
Сплоченность команды Павел Степанович считал важнее технической мощи корабля. Громадная сила таилась в людях, когда они строили отношения на взаимном уважении и соборных началах. Такой силы не было у противника, поэтому он терпел поражения, даже если имел большое преимущество в численности и вооружении.
Подписывайтесь на мой канал,чтобы читать следующие статьи!