У нас в Россию хорошо знают и любят многих святых Западной Церкви. Среди них: свт. Амвросий Медиоланский (автор гимна "Тебе, Бога, славим"), блаженный Августин Иппонский (автор "Исповеди" и трактата "О Троице"), блаженный Иероним Стридонский (переводчик Вульгаты).
О трудностях блаженного Иеронима при переводе Книги пророка Ионы можно прочитать здесь: Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним оказался не прав
Однако епископ Петр Равеннский по прозванию «Хрисолог» («Chrysologus» в переводе с греческого означает «Златослов», «Златословесный» или «Золотые уста», «Златоуст»), никому не известен. Его имя крайне редко упоминается в семинарских учебниках по Церковной истории, а в русские патрологии не попадает вообще.
А зря! Ибо в Западной христианской Церкви Петр Хрисолог считается выдающимся проповедником и гомилетом, а его вклад в общецерковную "сумму заслуг"до сих пор считается недооцененным (об этом согласно пишут А. Оливар, Р. Бенеричетти, Ф. Сотторнокола, Г. Сесса и другие).
Что же это за человек такой - Петр Хрисолог? В каком году он родился, где жил и что сделал хорошего для Церкви? Давайте разбираться...
Согласно А. Оливару, Петр Хрисолог родился (предположительно) в 380 году. Эта дата (380 г.) указывается также в патрологии Иоганна Квастена. Родиной проповедника и эккзегета стал городок под названием Форум Корнелия (сейчас - это Имола; находится в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что уважения достойны все христианские церкви, но особенную любовь он все-таки питает к церкви Форума Корнелия («sed Corneliensi ecclesiae inserire peculiarius ipsius nominis amore conpellor», ибо сам происходит из этого города.
О родителях Хрисолога решительно ничего неизвестно. Скорее всего, он был сиротой. Зато своего воспитателя, точнее, духовного отца западный Златоуст вспоминает добрым словом. Этим воспитателем стал епископ-суффраган (суффраган - это епископ, имевший право голоса на провинциальном соборе епископов под началом митрополита) Корнелий.
Именно Корнелий по-отечески заботился о Петре, когда тот был ребенком. Благодаря Корнелию будущий Хрисолог получил свою первую должность привратника при храме святого Кассиана в Имоле. Благодаря Корнелию окончил пресвитериум - огласительное церковное училище (мы бы сказали: богословские курсы) при храме святого Кассиана.
По окончании пресвитериума Хрисолог, как лучший ученик, решает продолжить обучение в риторское школе (которые в эпоху поздней античности имели статус высших учебных заведений). Учиться красиво говорить Петр едет отнюдь не в Равенну. Не выбирает он и Рима, ибо риторическим идеалом Хрисолога является Цицерон, а не Квинтилиан.
Юноша направляется в Милан, ибо именно там находится императорский двор и лучшие в империи ораторы; а также потому, что там проще устроиться на месте с протекцией епископа Корнелия (на рубеже IV-V вв. Имола юридически находилась в ведении Миланского митрополита).
Наступают тяжкие годы скитаний, жизни вдали от домашнего очага. Хрисолог в полной мере познает, как он говорит в 151 проповеди, "горечь жительства в чужом краю" (« Sapit quid sit sua domus, qui sentit alienam»).
В Имолу проповедник возвращается искушенным во всех риторических приемах. Перед ним открывается широкое поле деятельности в суде, где он мог бы быть обвинителем или адвокатом (адвокатом в Карфагене и Медиолане, например, подвизался блаженный Августин). Однако Петр Хрисолог выбирает педагогическую деятельность. Он занимает место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобретает славу мудрейшего (prudentissimus) и чистейшего (castissimus) наставника. Ученики дают ему почетное прозвище «Добрый учитель».
Хрисолог довольно долго подвизается в роли «грамматика»: он переживает вестготскую войну, разграбление Рима в 410 г., воцарение императора Валентиниана III в 425 г. Но затем презирает домашние дела, принимает крещение и поступает на службу Небесному Царю.
Бог же ведет его сначала к диаконскому сану, а потом и к епископской кафедре. И к какой кафедре! К кафедре столичной! (в 402 году столица Западной римской империи из Милана перемещается в Равенну). В 432 г., согласно официально принятым епископским спискам Равеннской Церкви, Хрисолог вдруг неожиданно возводится в сан епископа и занимает кафедру Равенны - столицы Западной Римской империи.
Получив полноту учительной власти, Хрисолог встает на защиту православного вероучения и начинает обличать еретиков. Он полемизирует в проповедях с ересиархом Несторием (архиепископ Константинополя в 428-431 гг.; отрицал термин "Богородица"), с ересиархом Пелагием (британский монах, отрицал первородный грех), а также с ересиархом Евтихием (игумен монастыря святого Иова, создатель ереси монофизитства), которому направил отдельное письмо.
Петр Хрисолог считал, что ереси - это величайшее зло, ибо Православная Церковь страдает от них («ecclesia patiatur») от них (121 проповедь). В 164 проповеди Хрисолог настаивает на отделении еретиков от Христа и Церкви («Christus et еcclesia divisi ab haereticis»). По мысли проповедника, это необходимо для того, чтобы верные могли соединяться в Духе.
В полемике с Несторием Петр Хрисолог опирается на истинное и бессеменное вочеловечение Сына Божия. По мысли архипастыря Равенны, Христос рождается не человеческим похотением, но наитием Духа Божия («Quod in ea natum est, de spiritu sancto est»). Поэтому Мариам не Христородица. Но Богородица (Хрисолог дает греческий термин – «Θεοτόκος»). Ибо Матерью Господа Своего называет Ее при встрече (Лук.1:43) святая праведная Елизавета (мать святого Иоанна Предтечи). Говорящий же иначе (здесь, Хрисолог, конечно, имеет в виду Нестория) – богохульствует (blasphemantes) [3, 24B, с. 891].
В полемике с Пелагием Хрисолог основывается на избранных стихах из послания святого апостола Павла к Римлянам (Рим.5:12-20). По мысли архипастыря Равенны (и апостола Павла), грех есть дверь (janua). Человек согрешает и открывает в себе вход греху. Грехом же очевидно входит смерть («peccatum intrasse videmur in mortem»). Смерть входит не в одного Адама, но во всех людей, ибо они потомки его. Если Пелагий отрицает реальную передачу греха (tradux peccati), переходящего на потомков Адама, то Хрисолог такую силу признает, поскольку в одном Адаме все согрешили («per illum et in illo omnes peccaverunt»). И всех ожидает одна казнь – смерть, что совершенно неоспоримо.
Спасение от первородного греха – это Агнец, Который берет [на Себя] грех мира (Иоан.1:29). Человек спасается не исполнением нравственных предписаний (praecepta), как ошибочно утверждает Пелагий, не своей автономной волей, но Христом, Который при нашем содействии возводит нас к вечной жизни. Ибо Христос есть и Врач и Отец («et medicus et pater»)
В полемике с Евтихием Петр Хрисолог опирается на Евангелие от Иоанна. По мысли епископа Петра, Сын Божий подлинно воплощается от Девы Марии, ибо святой евангелист Иоанн говорит, что Слово стало плотью и обитало с нами («Quod caro factum est, et habitavit in nobis») [3, 24В, с. 864]. Христос, говорит Хрисолог, принимает плоть («suscepit carnem») для того, чтобы, претерпев страдания, взойти на крест («ascendit crucem») и искупить на кресте Своей смертью грехи людей [3, 24В, с. 884].
Только еретики измышляют ложь, полагает архипастырь Равенны, что тело Христово призрачно («aereum»), не содержит плоти («nec habuisse carnem»), но только похоже на тело человека («sed hominem simulasse confingit»). Ибо Бог подлинно примирил с Собою мир во Христе («Deus erat in Christo mundum reconcilians sibi»). И примирил вочеловечением.
Иначе говоря, епископ Петр Хрисолог заботился о всех подчиненных ему церквах Западной римской империи не только формально-юридически, но и духовно. Он ограждал свою паству от многочисленных ересей, как добрый пастырь ограждает своих овец от злых и хищных волков.
И это не все. Хрисолог построил в Равенне много культовых сооружений, ставших в настоящее время настоящими памятниками архитектуры.
Первый из этих памятников – Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти V века. Этот памятник был освящен как ораторий (частный молитвенный дом императрицы) в честь святого великомученика Лаврентия. Вторым культовым сооружением, заложенным в Равенне по благословению епископа Петра, является часовня святых мучеников Гервасия и Протасия, построенная 29 сентября 435 г. при базилике святого Лаврентия. В епископство Хрисолога на средства фрейлины императрицы Сиглейды (Сингледии) строится церковь святого праведного Захарии (отца святого Иоанна Предтечи), примыкающая к церкви Святого Креста. Кроме того, созидается базилика святых Апостолов (достроенная уже при преемнике Хрисолога Неоне).
Приятно сознавать, что в смутную эпоху христологических споров нашелся ревнитель чистой православной веры, выбравший путь правды (2Пет.2:21) и истины (2Пет.2:2). Этот человек принадлежал к Западной Церкви. Имя ему - епископ Петр Хрисолог. Архипастырь Равенны занимает достойное место рядом с блаженным Августином, свт. Амвросием и святым папой Лев Великим. Только есть одно "но" - он не святой... Как думаете, можно ли канонизировать Петра Хрисолога?
Оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Христофор+". Вас ожидает много интересных историй.
Полный текст оригинальной авторской статьи можно прочитать здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/petr-hrisolog-episkop-ravennskij-i-ego-duhovnoe-nasledie/
Читайте также другие статьи:
О бодрствовании... (Мар.13:37). Неужели, чтобы спастись. нужно лакать воду с руки?
Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)
10 мессианских пророчеств Исайи
Старец Паисий о духовной войне с бесами (искушения в монастыре Стомион)
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?