Данная статья является неполным, крайне скупым очерком о великом духовидце Германе Гессе. Для меня он великий духовный учитель, крайне глубокий писатель и крайне актуальный романист. Его произведения способны стать духовной основной для каждого из нас. В данный момент, я кратко опишу его биографию. В будущем написав более детальный и глубокий анализ — биографию.
Герман Гессе знаменитый немецкий писатель, чьи труды сильно повлияли на культуру современности. Во времена первой мировой войны, в первые годы он хотел добровольцем уйти в армию. Но был признан негодным, по состоянию здоровья. Позже, он станет пацифистом. Тема войны часто затрагивается в его произведениях. Для него она становиться травмой. Война ломает в людях нечто, что позволяло оставаться людям чище, раскованнее, проще. Так в его книге “Демиан”, в конце оба героя попадают на войну. И она полностью калечит их, прежде всего в духовном плане. После войны оба героя не способны найти себя в новом мире, хоть и по разным причинам. Во время войны Гессе сотрудничает как с немецким, так и с французским посольствами, собирает деньги на создание библиотек для военнопленных. В Германии писателя многие недолюбливают, а некоторые и вовсе в открытую осуждают, называя предателем и трусом. В ответ Гессе осуждает промилитаристскую пропаганду и пустые речи либералов, призывая помочь нуждающимся не словом, а делом.
Война, смерть отца, болезнь жены — все это способствует ухудшению психического состояния Германа. В надежде справиться с душевным кризисом, писатель отправляется в Люцерн, где знакомится с доктором Йозефом Лангом, ставшим впоследствии близким другом Гессе. С июня 1916 по ноябрь 1917 года Ланг проводит с ним 60 сеансов психоанализа. В Монтаньолле Гессе знакомится с Рут Венгер, дочерью швейцарской писательницы Лизы Венгер. В 1924 Рут и Герман поженятся, но брак продлится всего три года.
Весной 1921 года в поисках собственного «Я» писатель отправляется в Цюрих на сеансы психоанализа, которые проводит доктор Юнг. В июле в журнале «Neue Rundschau» публикуется первая часть романа Сиддхартха. Вторая часть будет закончена весной 1922 года. Следующими крупными работами стали «Курортник» (1925) и «Путешествие в Нюрнберг» (1927). Первая книга была написана после посещения курорта Баден, а вторая после поездки по Германии.С первых дней 1926 года Гессе начинает работать над написанием “Степного волка”. “Степной Волк” - одно из главных произведений в творчестве Гессе, так и в тот период, так и во всей библиографии автора. Для меня, данное произведение стало одной из причин написания данного эссе. Данный роман пропитан духом экзистенциализма. Автор раскрывает жизнь героя через образ, позаимствованные из психоанализа Юнга. Гарри Галлер богаты мужчина, пятидесяти лет, переживший первую мировую войну. Он не может оправиться от всего увиденного. Хоть герой не воевал(данная часть произведения, полностью списана с биографии Гессе), он активно помогал военнопленным и раненым, писал статьи об абсурдности войны. Путешествуя из города в город, он не может найти себе места. Уютная среда мещан, занятых только удовлетворением своих желаний - отталкивает героя. Он находит успокоение в классическом искусстве - стихах Гёте, музыке Моцарта. Но нечто в его душе тянет его в пучины безумства, легкой жизни и кутежа. Разрываемый двумя противоположными натурами герой движется будто призрак, передавая состояние соотечественников того периода. Роман пропитан Духом времени и затрагивает серьезные темы- войны и мира, жизни и смерти, проблему самоубийства и ценности существования, а самое главное дает читателю ответ на вопросы о сущности личности и преодоление личностного кризиса.
Гарри Галлер - это аватар Германа Гессе. А события происходящие в книге, внутренний диалог автора с самим собой. Попытка обрести покой. На протяжении романа не всегда понятно, где проходит грань между внутренними переживаниями героя и внешним миром.В конце романа Гарри открывается новая реальность, но чтобы остаться в ней, необходимо пожертвовать собственным разумом, на что и решается главный герой.
“Всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону.”
“Степной Волк” - слова Моцарта обращенные к главному герою.
В 1931 году Гессе женится в третий раз. Вместе со своей супругой Нинон Дольбин он переезжает в новый дом Casa Rossa, построенный Гансом Бодмером. В этот же год писатель начинает работать над «Игрой в бисер». Отчасти, данный роман можно назвать первым произведением постмодерна. Так как оно соткано из скрытого смысла, подтекста, требует от читателя глубокого познания в области искусства и богословия. Но в тоже время, говорит об обычных, понятных каждому вещах. Роман имеет несколько уровней. И для каждого читателя он будет уникальным. Игра в бисер - это некий метаязык, соединяющий в себе различные сферы человеческой жизни. Герои находят связь между физикой, полотнами художников, строками стихов и музыки - соединяя их в некий уникальный культурный код. Позже, Герман Гессе получит за этот роман Нобелевскую премию.
“Везде боролись, убивали, разрушали, и каждая сторона делала это с верой, что борется за Бога и против дьявола.”
“Игра в бисер”
Для меня Герман Гессе великий писатель и духовный учитель. Человек переживший две мировые войны и три брака, сохранивший чувство юмора и легкость в общении до конца жизни. Он всегда умел говорить правду, и боролся с дешевой и лживой пропагандой. Помогал людям, прошедшим все духовные тяготы вновь обрести покой и научиться жить дальше. Осуществлению этой цели он посвятил свою жизнь, и многие свои книги.