Найти тему
Нержавейка

Появление дисторшна в популярной музыке

Сложно представить более значимый для популярной музыки звуковой эффект, чем дисторшн. При одном упоминании рок-музыки, мы сразу представляем себе звук перегруженной гитары. А любой начинающий гитарист первым делом к своей электрогитаре покупает именно дисторшн. Ну и все ручки вправо, конечно, выворачивает.

Сегодня, вы можете услышать применение этого эффекта в самых разных местах. От голубого огонька, до фестиваля грайндкорщиков.

Но когда-то, такое звучание считалось браком, а за популярностью перегруженной гитары стоят конкретные люди.

Прежде чем говорить об этих людях, давайте поймём, что такое дисторшн.

Дисторшн может звучать весьма разнообразно, но суть этого эффекта сводится к управлению звуковыми волнами.

У всякого усилителя есть ограничение для длины звуковых волн. Когда лимит превышается, усилитель сжимает вершины звуковых волн и искажает звук.

Казалось бы, логичнее стремиться к чистому звуку. Зачем вообще нужно искажение? И, например, в вокале оно применяется крайне редко.

Но толи дело электрогитара...

Экспериментировали с искажением музыканты начиная с 40-х годов. Но нам остаётся только догадываться, насколько маргинальной выглядела такая музыка, в глазах слушателей тех лет.

Популярность в среде музыкантов искажение гитары начало набирать с начала 50-х.

В 1951 году у Джеки Бренстона вышла песня "Rocket 88". Бытует мнение, что эта песня вообще была первым рок-н-роллом.

Особенность этой песни в сильно искажённом гитарном звучании.

По одной из версий, достигнуть такого звучания удалось случайно. Перед самой записью, в усилителе, из-за сырости, вышла из строя одна из ламп. Заменить её было нечем, пришлось записываться на неисправном усилителе.

Звук получился искаженным и запись хотели забраковать. Но продюсеру, Сэму Филипсу, звучание очень понравилось и в итоге, песня попала на пластинку.

После этого, музыканты начали намеренно портить свои усилители, чтобы добиться искаженного звучания и чтобы их музыка стала злее. Для динамиков настало не лучшее время.

Одним из интересных примеров может стать Линк Рей. На его треке "Rumble" можно услышать звучание проколотого карандашом динамика.

-2

Эта композиция не содержит текста, но это не помешало запретить "Rumble" на радио. Настолько возмутительно этот трек звучал.

Хорошим примером намеренного искажения может послужить трек "Don't Worry", записанный Марти Роббинсом в 1961 году. Это не совсем каноничный пример, здесь искажению подверглось звучание бас-гитары.

-3

Но звучит эффектно, а потому, хочется об этом упомянуть. Ну и дополнительный интерес вызывает то, что применено такое звучание было в кантри.

Искаженное звучание было достигнуто с помощью неисправного предусилителя.

Через пару лет, мир услышал песню под названием "Джек Потрошитель", автором которой стал весьма эпатажный Орущий Лорд Сатч.

-4

На треке этом, как можно догадаться, Лорд орёт. Но в рамках данного выпуска нам интереснее звучание гитары.

Но все эти эксперименты пока ещё выглядели достаточно маргинально. В относительно широкие массы, искажённое звучание вывели The Kinks в своём треке "You Really Got Me". Достигнуто необходимое звучание было дедовскими методами, при помощи лезвия и булавки.

-5

Группа эта, увы, в годы своей максимальной продуктивности, заслуженной славы не получила. Слава и признание пришли к ней намного позже. Но история всё помнит.

Окончательно вывели дисторшн из подполья The Rolling Stones, записав один из самых узнаваемых риффов в истории популярной музыки. Речь, конечно, идёт о треке "Satisfaction".

-6

Шёл 1965 год. Что бы ни записали The Rolling Stones, это вошло бы в моду. The Rolling Stones записали студийный трек, с помощью педали, сделанной по схеме, применённой в ранее упомянутом треке "Don't Worry".

И да, заметьте, для записи такого звука им не пришлось портить оборудование. А это очень важный момент.

Именно "Satisfaction" стал отправной точкой для множества музыкантов. Звучит эффектно, оборудование портить не нужно, да и сами The Rolling Stones его применяют. Однозначно, нужно использовать.

Спустя два года, у Джимми Хендрикса выйдет альбом "Purple Haze", на котором возможности искажения будут раскрыты очень подробно. Пути назад у рок-музыки уже не было.

-7

Вам будет очень сложно найти рок-альбом, записанный после 1967 года, в котором не будет искажения.

Применение дисторшна стало очень важным этапом в рок-музыке, изменившим её навсегда. Этот эффект породил массу музыкальных ответвлений и продолжает это делать. Довольно занятно, что появление дисторшна стало результатом череды случайных событий.