Сложно представить более значимый для популярной музыки звуковой эффект, чем дисторшн. При одном упоминании рок-музыки, мы сразу представляем себе звук перегруженной гитары. А любой начинающий гитарист первым делом к своей электрогитаре покупает именно дисторшн. Ну и все ручки вправо, конечно, выворачивает.
Сегодня, вы можете услышать применение этого эффекта в самых разных местах. От голубого огонька, до фестиваля грайндкорщиков.
Но когда-то, такое звучание считалось браком, а за популярностью перегруженной гитары стоят конкретные люди.
Прежде чем говорить об этих людях, давайте поймём, что такое дисторшн.
Дисторшн может звучать весьма разнообразно, но суть этого эффекта сводится к управлению звуковыми волнами.
У всякого усилителя есть ограничение для длины звуковых волн. Когда лимит превышается, усилитель сжимает вершины звуковых волн и искажает звук.
Казалось бы, логичнее стремиться к чистому звуку. Зачем вообще нужно искажение? И, например, в вокале оно применяется крайне редко.
Но толи дело электрогитара...
Экспериментировали с искажением музыканты начиная с 40-х годов. Но нам остаётся только догадываться, насколько маргинальной выглядела такая музыка, в глазах слушателей тех лет.
Популярность в среде музыкантов искажение гитары начало набирать с начала 50-х.
В 1951 году у Джеки Бренстона вышла песня "Rocket 88". Бытует мнение, что эта песня вообще была первым рок-н-роллом.
Особенность этой песни в сильно искажённом гитарном звучании.
По одной из версий, достигнуть такого звучания удалось случайно. Перед самой записью, в усилителе, из-за сырости, вышла из строя одна из ламп. Заменить её было нечем, пришлось записываться на неисправном усилителе.
Звук получился искаженным и запись хотели забраковать. Но продюсеру, Сэму Филипсу, звучание очень понравилось и в итоге, песня попала на пластинку.
После этого, музыканты начали намеренно портить свои усилители, чтобы добиться искаженного звучания и чтобы их музыка стала злее. Для динамиков настало не лучшее время.
Одним из интересных примеров может стать Линк Рей. На его треке "Rumble" можно услышать звучание проколотого карандашом динамика.
Эта композиция не содержит текста, но это не помешало запретить "Rumble" на радио. Настолько возмутительно этот трек звучал.
Хорошим примером намеренного искажения может послужить трек "Don't Worry", записанный Марти Роббинсом в 1961 году. Это не совсем каноничный пример, здесь искажению подверглось звучание бас-гитары.
Но звучит эффектно, а потому, хочется об этом упомянуть. Ну и дополнительный интерес вызывает то, что применено такое звучание было в кантри.
Искаженное звучание было достигнуто с помощью неисправного предусилителя.
Через пару лет, мир услышал песню под названием "Джек Потрошитель", автором которой стал весьма эпатажный Орущий Лорд Сатч.
На треке этом, как можно догадаться, Лорд орёт. Но в рамках данного выпуска нам интереснее звучание гитары.
Но все эти эксперименты пока ещё выглядели достаточно маргинально. В относительно широкие массы, искажённое звучание вывели The Kinks в своём треке "You Really Got Me". Достигнуто необходимое звучание было дедовскими методами, при помощи лезвия и булавки.
Группа эта, увы, в годы своей максимальной продуктивности, заслуженной славы не получила. Слава и признание пришли к ней намного позже. Но история всё помнит.
Окончательно вывели дисторшн из подполья The Rolling Stones, записав один из самых узнаваемых риффов в истории популярной музыки. Речь, конечно, идёт о треке "Satisfaction".
Шёл 1965 год. Что бы ни записали The Rolling Stones, это вошло бы в моду. The Rolling Stones записали студийный трек, с помощью педали, сделанной по схеме, применённой в ранее упомянутом треке "Don't Worry".
И да, заметьте, для записи такого звука им не пришлось портить оборудование. А это очень важный момент.
Именно "Satisfaction" стал отправной точкой для множества музыкантов. Звучит эффектно, оборудование портить не нужно, да и сами The Rolling Stones его применяют. Однозначно, нужно использовать.
Спустя два года, у Джимми Хендрикса выйдет альбом "Purple Haze", на котором возможности искажения будут раскрыты очень подробно. Пути назад у рок-музыки уже не было.
Вам будет очень сложно найти рок-альбом, записанный после 1967 года, в котором не будет искажения.
Применение дисторшна стало очень важным этапом в рок-музыке, изменившим её навсегда. Этот эффект породил массу музыкальных ответвлений и продолжает это делать. Довольно занятно, что появление дисторшна стало результатом череды случайных событий.