Объемные и широкомасштабные книги нуждаются в расшифровке и подсказках. Так, издана «Официальная история Вестероса и Игры Престолов», «Волшебные миры Роулинг». Действительно, трудно упомнить всех персонажей, кто кому кем приходится, где проживает и чем занимается. А так быстренько заглянул в шпаргалку и сразу все стало ясным.
Вот и к «Тоболу» Алексея Иванова существует такой справочник. Книга называется «Дебри» и написана Алексеем Ивановым и Юлией Зайцевой. Причем это не толкование романа «Тобол», а самостоятельное произведение, историко-биографическая основа его написания. Ведь множество героев романа-пеплума – реальные исторические лица, а описуемые события происходили не только в романе, но и в далеком историческом прошлом. Конечно, трудно утверждать, что все было именно так, а не иначе, все же прошло 300 лет, но и тогда уже люди умели писать, рисовать, строить, остались письменные и материальные следы их деятельности.
Вот по поводу материальных следов и давности лет в книге есть особая статья. Соавторы на обложке определили временной промежуток от Ермака до Петра I, в датах это конец XVI – начало XVIII веков. Интервал значительно шире рамок романа «Тобол», но некоторые события уходят вообще в непроглядную тьму. Семен Ремезов и Филипп Табберт, герои романа, как и их прототипы, изучают писаницы – наскальные рисунки. Возраст рисунков насчитывает около 5 тысяч лет. Еще до нашей эры жили в Сибири люди, изображавшие себя, зверей и различные геометрические узоры. И не в уютной теплой пещере, а на скалах, куда надо было вскарабкаться и принести с собой краски и прочие художественные принадлежности. Чего им не сиделось у костра, что гнало к высотам творчества?
Отдельные главки посвящены землепроходцам. Пешком, на лошадях, собаках и парусных судах преодолевали они фантастические расстояния. Авторы характеризуют Ерофея Хабарова как самого упрямого, Семена Дежнева как самого хитрого, а Владимира Атласова – последнего. Вот тут позвольте не согласиться. Камчатка – не последний рубеж России. Дальше будет еще и Аляска, и многое другое.
Интересно описание сибирских почитаемых святых. В 1835 году был канонизирован Симеон Верхотурский, при жизни скромный портной. Ходил себе по земле, обшивал народ, а денег за работу старался не брать. Вот такой альтруист-бессребреник. Однажды по недосмотру унес с собой хозяйскую иглу, так не поленился вернуться за 300 верст, чтобы вернуть чужую собственность.
В книге множество таких историй, изложенных весьма увлекательно и подробно, кроме того, она иллюстрирована фотографиями, что повышает достоверность материала.
Есть и другие издания, описывающие тот же период и события. Например, Сергей Марков «Земной круг» или Александр Бушков «Сибирь и сибиряки». Но это уже совсем другие книги и другие истории.