Найти тему
МИХАИЛ 20.08.1934 - 19.01.2021

57. Мосты, вчера, сегодня и завтра. (Продолжение; Часть 19)

Оглавление

Продолжение моего общения с Г. Б. Фуксом.

Из зарубежной технической литературы было известно, что Европа начала активно проектировать - строить мосты висячих систем с использованием растянутых элементов (вантов). Но это усе относилось к пролетам между опорами средней длины. А большим пролетам оставалась классическая система. Строили так называемые «Цепные мосты». Подобные мосты и в Киеве когда-то строились, правда, они давно уже были разрушены.

Николаевский цепной мост.
Николаевский цепной мост.

В середине XIX в., при Николае I, самый большой мост в Европе (западный конкурент в Венгрии, был в 2 раза меньше) соединивший не многолюдный старый Киев с совсем безлюдным Левобережьем. Но в 1920 году он был разрушен. Польша, поддержанная Петлюрой, развязала войну с Украину и Белоруссией. Она сумела захватить Киев и успела сделать то, что на фото ниже. Но не надолго им досталась победа. Ответ 2-х армий Тухачевского и Буденного, под напором стали и огня, заставил их бежать, очистив Киев от незваных гостей, но и всю захваченную территорию..

В 1920 году польские войска превратили Николаевский мост в руины.
В 1920 году польские войска превратили Николаевский мост в руины.

По этому поводу, интересные факты описала Элина Бондаренко. 10 мая 1923 года в Киев приехал М. Булгаков, как корреспондент издававшейся в Берлине газеты Накануне. По мотивам этой поездки он написал фельетон Киев-город, в котором досталось и полякам.

“Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги. И по сей час из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева — торчат только серые унылые быки.

А, поляки, поляки… Ай, яй, яй!.. Спасибо сердечное скажет вам русский народ. Не унывайте, милые киевские граждане! Когда‑нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, еще лучше прежнего. И при этом на свой счет. Будьте уверены. Только терпение”.

Благодушия поляков советские власти ждать не стали. И ровно день в день, 10 мая 1925 года, открыли Цепной мост, построенный на опорах Николаевского моста, по проекту Евгения Патона, киевского инженера с немецким образованием, в будущем академика. Мост весил уже 4 млн т. и был вдвое мощнее прежнего. Но, жизнь у сооружения вышла также короткой: преемника Николаевского моста взорвали советские войска при отступлении из Киева в 1941 году. Мост носил имя революционерки Евгении Бош. Выше о нем уже было упоминание.

На схеме наглядно видно, как строился мост «Метро».
На схеме наглядно видно, как строился мост «Метро».

Беседа с Г. Б. Фуксом.

Но наши вольнодумцы, несмотря на риск и эти правила решили нарушить. А их авторитет к этому времени был настолько высок, что предложение внедрить в этот проект новые конструктивные решения были одобрены и не только в Киеве, но и в Москве.

Мы приступили к проектированию. Технические журналы Германии были в основном заполнены иллюстрациями и имели скудную информацию. По этой причине, особо они нам помочь не могли. А задачи необходимо было решать. Все расчеты приходилось делать если не на счётах с косточками, то вращением ручки арифмометра, а обычный калькулятор для нас был несбыточной мечтой. Что и говорить о компьютерах или программах ЭВМ, если даже эту аббревиатуру не каждый мог расшифровать!