Найти тему
Скрытые смыслы

Наш народ заплатил страшную цену

В Бутове презентовали книгу о жизни и смерти священника в годы гонений

Следуя вдоль проезжей части по улице Юбилейная в подмосковном посёлке Бутово, вы непременно обнаружите внушительного вида стенд с крупной надписью «Бутовский полигон»

Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»
Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»

Надпись сделана словно размытыми буквами, при этом стенд явно новый. Присмотревшись, вы можете решить, будто в каждую букву стреляли, а потом обнаружите, что под названием места, на которое вы наткнулись, мелким шрифтом прописана страшная ремарка, которая развеет сомнения относительно природы размытых букв: «место массовых захоронений жертв политических репрессий». Дело в том, что именно в этом месте находится одна из площадок массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий в Московском регионе. По самым скромным предварительным подсчётам, с 1930-х по 1950-е годы тут были расстреляны более 20 тысяч человек. Однажды Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «Русской Голгофой». Среди казнённых и захороненных на полигоне более тысячи человек являлись представителями духовенства, преимущественно Русской церкви. Большинство казнённых на Бутовском полигоне были приговорены к смерти без суда, права на защиту и даже без права на последнее слово. Решение выносилось тройкой управления НКВД СССР, а также особой комиссией НКВД СССР и советской прокуратурой. Неподалёку от места со страшной историей находятся ещё два бывших специальных объекта: полигон Коммунарка, который тоже был задействован как площадка для массовых казней, и Сухановская тюрьма особого режима, располагавшаяся на территории Екатерининской мужской пустыни. Летом 2001 года правительство Московской области вынесло постановление, согласно которому Бутовский полигон был объявлен памятником истории и культуры местного значения. Ежегодно в это место приезжают множество паломников со всей России и из-за заграницы.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове

Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»
Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»

На противоположной от стенда стороне дороги возвышается величественная белоснежная православная церковь и огромный Поклонный крест. Это Бутовский крест, изготовленный в Соловецком монастыре из трёх пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Он был доставлен на Бутовский полигон в ходе двухнедельного крестного хода Соловки — Бутово и установлен в 2007 году. В основание креста были заложены камни из разрушенного Зачатьевского монастыря и соловецкий камень. Между камнями всегда лежат цветы. Устремлённая в небо, потрясающей красоты белокаменная церковь — храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Большой каменный храм был освящён Патриархом Алексием II в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра в мае тринадцать лет назад. Первый этаж храма оформлен в память о страданиях новомучеников и исповедников Российских. На стенах в притворе храма располагаются предсмертные фотографии людей, пострадавших в Бутове. Под снимками — витрины, в которых покоятся вещи, изъятые во время раскопок погребального рва. Там можно увидеть обувь, элементы одежды, стреляные гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон, с которых на посетителей взирают образы бутовских святых. На колокольне храма установлен набор колоколов, отлитых на колокольном заводе в русском городе Тутаеве, что в Ярославской области. На колоколах тоже изображены лики новомучеников и исповедников Российских, в том числе и Царственных Страстотерпцев. На нижнем этаже храма расположен реликварий, в котором собраны остатки личных вещей новомучеников. Настоятелем храма служит протоирей Кирилл Каледа. Протоирей Кирилл имеет степень доктора геолого-минералогических наук. В 1972 году он был тайно рукоположен в священники и вышел на открытое служение лишь восемнадцать лет спустя. Дедушка отца Кирилла был одним из священномучеников, расстрелянных в Бутове в 1937 году. Благоустройство и сохранение памятника истории «Бутовский полигон» является для отца Кирилла делом всей жизни. Более двадцати лет батюшка Кирилл занимается проблемами полигона, также он автор ряда статей, раскрывающих историю этого места.

Музей памяти пострадавших в Бутове

Прямо за Бутовским крестом, на территории храмового комплекса, среди сосен располагается небольшое деревянное здание. В нём находится Музей памяти пострадавших в Бутове. Музей был создан силами прихода храма и мемориального научно-просветительского центра при активном участии родственников пострадавших в страшные годы гонений, а также неравнодушных людей. Экспозиция музея занимает несколько залов. Первый зал посвящён истории здания усадьбы в Бутове, где и расположен музей. Второй зал называется «Этап». Там, в кромешной темноте, перед вами возникает ярко подсвеченная фотография, на которой конвоируют арестованного. Третий зал называется «Барак», он демонстрирует то, что происходило на Бутовском полигоне, показывает процедуру приведения в исполнение приговоров во время массовых репрессий. Ещё несколько залов посвящены представителям духовенства, русского дворянства, интеллигенции, военнослужащим, которые тоже были репрессированы.

Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»
Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»

Презентация книги «Священник Василий Ивлиев: виновным себя…НЕ признаю»

В гостевом зале Музея памяти в Бутове 13 ноября состоялась презентация книги «Священник Василий Ивлиев: виновным себя…НЕ признаю». Книга содержит документальные факты, по которым ясно отслеживается жизнь священника Василия Ивлиева и выпавшие на его долю годы гонений. Книга уникальна, так как полностью лишена художественной составляющей, а также авторской оценки происходящего, однако сами документы, проливающие свет на те трагические события, дадут читателю полную картину и вызовут ураган эмоций и впечатлений. «Двуглавый Орёл» ранее информировал о прошедшей презентации. Составителем книги выступил руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, правнук священника Василия Ивлиева, который был расстрелян на Бутовском полигоне в сентябре 1937 года. В мероприятии приняли участие Митрополит Рязанский и Михайловский Марк; председатель Совета по правам человека, советник президента России Михаил Федотов; первый заместитель председателя правления Союза писателей России Игорь Янин; писатель Андрей Герасимов; историк, философ, религиовед и публицист Валерий Алексеев; советник генерального директора корпорации «Роскосмос» Сергей Попов; руководитель Информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Вахтанг Кипшидзе и сам автор книги, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев. Дискуссию, посвящённую содержанию книги, проводил протоирей Кирилл Каледа. С вступительным словом выступил Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, напомнив о страшных потрясениях, имевших место сто лет назад на Русской земле. Владыка отметил то, что священник Василий Ивлиев являлся подвижником, сыном Рязанской земли, а также подчеркнул, что самыми красноречивыми свидетельствами страшной правды являются документы. Сегодня мы пытаемся говорить о свободе, а сто лет назад люди убивали друг друга просто за взгляды и позицию, с горечью констатировал Владыка. В качестве примера Митрополит Рязанский и Михайловский привёл текущие события во Франции и в Турции, обратив внимание на то, что люди пытаются оскорблять и уязвлять инакомыслящих.

«Мы знаем, чем закончилось это у нас сто лет назад. Мы заплатили огромную цену», — подчеркнул Митрополит Марк.

Взяв слово, Михаил Федотов рассказал о том, что ему часто приходится работать с архивами. В качестве примера советник президента России привёл письма священников Смоленской области, которые в годы гонений только едва успевали рапортовать своему иерарху о том, что в ещё одном селе снова расстреляли священника.

В ходе дискуссии Вахтанг Кипшидзе выразил мнение, согласно которому память о близких, лишённых жизни в таких обстоятельствах, должна придавать обществу силы для того, чтобы подобное никогда не было допущено вновь. Руководитель Синодального отдела рассказал историю: один американец спрашивал его, зачем мы в России защищаем верующих законом. Американца это искренне удивляло. Тогда Вахтанг Кипшидзе ответил, что Россия — это та страна, где за веру были убиты сотни тысяч священников и мирян. Мы обязаны защищать законом то, что связано с памятью новомучеников.

«Это наш общий долг», — подчеркнул Вахтанг Кипшидзе.

Писатель Андрей Герасимов дал высочайшую оценку решению не добавлять книге «литературности». Эксперт отметил, что для любого критика субъективная интерпретация автора произведения всегда является возможностью умалить проделанную работу. Книга составлена так, что с приведёнными документами невозможно спорить, но при этом содержание документов захватывает и погружает, отметил писатель.

В ходе мероприятия спикеры эмоционально выражали негодование по поводу полного бесправия репрессированных в те страшные годы людей, которых убивали зачастую без суда, следствия и даже без причин. В завершении мероприятия протоирей Кирилл Каледа призвал всех попытаться сделать что-то в меру своих компетенций для закрепления исторической истины и памяти о страшных преступлениях вековой давности, совершённых советской властью против собственного народа.

Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»
Фото: Михаил Платонов / «Двуглавый Орёл»