AC/DC
Power Up (Columbia / Sony Music)
Дата релиза – 13 ноября.
Любой альбом – хоть студийный, хоть концертный – австралийских рок-патриархов AC/DC ждут с нетерпением и по выходу бурно приветствуют, хотя каждый ожидающий и приветствующий слушатель прекрасно знает, что никаких новаций он от квинтета никогда не дождется. Но это и не нужно: AC/DC с самого начала своей карьеры были просто самодостаточным символом самого простого и прямолинейного, базового рок-н-ролла, эдаким коллективным Чаком Берри, а какой с символа может быть спрос в несоответствии стандартам? Поэтому и упрёков в отношении отсутствия музыкального прогресса нет – за что упрекать AC/DC? За перегруженные гитары? За аналогично форсированный вокал сперва Бона Скотта, а потом Брайана Джонсона? Да и кого таким звуком можно запугать в большом мире как минимум с второй половины 70-х? Поэтому и новое творение австралийцев, альбом “Power Up”, с трудом отнесешь к рок-работам того рода, которые требуют разбора и обсуждения. Что тут обсуждать – радоваться до упаду надо!
И всё же траектория биографии AC/DC была несколько странной, а за быстрый стадионный успех – что такое неполных шесть лет с момента записи скромного дебюта до выхода на мировые арены? – коллективу прощалось многое. В первую очередь странность выбора группы на роль как раз коллективного Чака Берри английскими музыкальными журналистами: по состоянию на 1976 год таких групп, как AC/DC, что в Англии, что в Америке был воз и маленькая тележка. Однако учтём фактор времени: в тот год вечно потные, малахольные и не слишком трезвые музыканты со сверхобаятельным фронтменом Боном Скоттом (1946–1980) смотрелись и слушались настоящим антидотом от захлестнувшей Великобританию откровенно провокативной, но коммерчески успешной волны панк-рока. А тут – условная молодежь играет блюзоватый и совсем несложный хард-рок, да ещё, так сказать, вприпрыжку! Неужели это естественные наследники Status Quo? На тот момент пишущим английским меломанам, похоже, так и казалось, и к тому же очень просто считать в доску своей рок-группу, музыканты которой когда-то по семейным обстоятельствам покинули родную страну и оказались в Австралии. Итак, обаятельные хулиганы или «трудные подростки» с простой, истинно пролетарской музыкой, находящейся вообще вне моды – ну как такую группу не любить?
Видеоклип к пьесе "Shot In The Dark"
А через три года под скромное обаяние братьев Малькольма и Ангуса Янгов и Бона Скотта попала и юная шпана Америки – и поступательное движение AC/DC в мировом масштабе не остановила даже сильно несвоевременная кончина Бона: первый альбом, записанный без него, знаменитый “Back In Black” (июль 1980) к декабрю прошлого года только в США разошелся тиражом не менее 25 млн экземпляров. На фоне такого триумфа забывается, что хотя именно на “Back In Black” группа полностью определилась со своим звучанием, удача поворачивалась к AC/DC не той стороной все 80-е годы. Потребовался альбом “Razor’s Edge” (1990) и немного мэйнстримного мышления, чтобы стать не просто рок-ветеранами, но любимцами уже не проблемных подростков, а беспроблемных менеджеров, желающих воспоминаний о молодости и пятничного отрыва под громкий рок. В таком статусе AC/DC вошли в 90-е, в таком остались и по сей день – даже ненужный триумф гранжа в том десятилетии на группу никак не повлиял. Эту эволюцию хорошо иллюстрируют и трудные приключения AC/DC в России – до более-менее широкого слушателя вести о группе дошли только к осени 1984 года, но уж когда дошли – мало никому не показалось. В результате само название квинтета стало (наряду с Judas Priest) натуральным субститутом сатаны у местных партийно-комсомольских агитаторов: его даже называть было нельзя! Ирония истории – первый и последний приезд AC/DC к нам состоялся через месяц после Августовской революции.
Аудиоклип к пьесе "Realize"
Дорогие студии и тщательный отбор продюсеров – вот что стоит за выверенным, неизменным и на удивление чистым звучанием альбомов AC/DC с 1990 года и до наших дней. И отряд не заметил потери очередного бойца: “Power Up” – уже второй альбом без Малькольма Янга (1953–2017). Как утверждает Ангус Янг, в альбоме присутствуют музыкальные идеи, частично записанные ещё при жизни брата, но в финальный микс его гитарные партии не попали. Ничего страшного, песни-то ведь остались прежними! Причем настолько прежними, что музыканты позволили себе откровенную (как скажут некоторые, постмодернистскую) самоцитацию – открывающая альбом пьеса “Realize” включает вокальные мелодии хита “Thunderstruck” (1990), “Demon Fire” копирует по структуре всем известную “Whole Lotta Rosie” (1977), а гитарные риффы в финальной “Code Red” заимствуют таковые из самой “Back In Black”. Но вот пугать пионеров и школьников при помощи “Power Up” точно не получится: чем старше музыканты, тем чище звук у группы. Техника не стоит на месте, а законное желание Ангуса и его двоюродного брата Стиви Янга (экс-Starfighters) не отрываться от корней, то есть от игры с одним только перегруженным усилителем безо всяких гитарных обработок способно очень удивить ныне тех, кто с перепугу некогда обзывал AC/DC хэви-металлистами. Особенно показателен в этом смысле пилотный сингл альбома, пьеса “Shot In The Dark” – стопроцентное южное буги, будто бы сочинённое неким чёрным дедом-блюзменом эдак около века назад, просто в динамичной аранжировке. Такому звуку очень идёт минимализм игры ритм-секции – понятно нежелание Ангуса возвращать в группу барабанщика-громовержца Криса Слэйда, и Фил Радд со своими скромными умениями здесь аккурат на месте.
Но каким бы современным в хорошем смысле слова и чистым не был звук “Power Up”, одновременно эта новинка – свидетельство того, что пожилые хулиганы (Ангусу уже 65) стареть душой не намерены. Голос Брайана Джонсона по-прежнему режет окружающую реальность не хуже розочки из пивной бутылки, и на большой громкости альбом провоцирует не только на пятничное употребление алкоголя в гламурном баре в компании коллег-менеджеров, но и на, цитируя «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса, «драстинг и крастинг». Рок-н-ролл как средство Макропулоса? Да, а что тут плохого – это лучшее из аналогичных снадобий, придуманных человечеством. И звуковой носитель с записью “Power Up” так и подмывает уподобить пузырьку из гипотетической аптечки пожилого, но всё еще трепетного романтика от рок-н-ролла: просто, доходчиво, приятно на слух… а от AC/DC мы никогда больше ничего и не ждём. Ничьих ожиданий эти ветераны обмануть просто не способны.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •