Найти тему
Дзен для авторов

Сделай сам! История самоделок от советских журналов до топовых блогеров Дзена

Оглавление
Иллюстрация Маши Соколковой
Иллюстрация Маши Соколковой

Культура DIY (от англ. do it yourself, «сделай сам») развивалась в России с подачи медиа: в начале XX века это были печатные журналы, в конце — легендарные «Очумелые ручки» на ТВ. Интернет тоже внес свой вклад: блоги о самоделках покорили Ютуб и соцсети, не стал исключением и Дзен. Представляем вам краткую историю отечественного «сделай сам».

DIY в цифрах

Российский рынок DIY-товаров постоянно растет: по данным INFOLine, в 2019 году его совокупный объем составил 1,6 триллиона рублей — это на 6,8 % выше уровня предыдущего года.
Cектор DIY — один из немногих показавших рост во время пандемии: в апреле на сайтах магазинов количество поисковых запросов, связанных с товарами для рукоделия, превысило 94 миллиона, что на 25 % больше, чем в апреле 2019 года. За 2,5 месяца самоизоляции спрос россиян на товары для ремонта увеличился в 10 раз.
В Дзене интерес к тематике «сделай сам» вырос втрое по сравнению с 2018 годом: 31 % читателей (примерно 19 миллионов человек) просматривают статьи о том, как сделать что-то своими руками..

«Сделай сам» в доинтернетную эпоху: журналы и телепередачи

Люди всегда делали что-то своими руками, но культурным феноменом самоделки стали с развитием медиа. В 1920-х, когда российская промышленность только вставала на ноги, семьи были вынуждены шить одежду, изобретать предметы домашнего обихода, реконструировать старые вещи: не все можно было найти в магазинах, а часто и денег на покупку не хватало. Хорошим подспорьем в этом стали женские журналы, поменявшие курс и начавшие публиковать вместо стихов и романов для нежных барышень советы по рукоделию и домоводству.

В 1933 году в СССР вышел журнал «Техника — молодежи»: даже во время войны в рубрике «Сделай сам» печатали пошаговые инструкции, как сшить плащ-палатку или сделать лыжи для большей мобильности и боеспособности в тылу.

Чтобы поднять дух женщин в послевоенные годы, когда красивую одежду было трудно купить, Министерство легкой промышленности СССР начало выпускать журналы мод с актуальными фасонами и выкройками.

«Моды 1957» — издание Ленинградского дома моделей. Источник: https://www.livemaster.ru/topic/245705-zhenskaya-moda-1957-goda-v-sssr-nesbyvshiesya-mechty
«Моды 1957» — издание Ленинградского дома моделей. Источник: https://www.livemaster.ru/topic/245705-zhenskaya-moda-1957-goda-v-sssr-nesbyvshiesya-mechty

К началу 60-х годов в СССР начали строить многоквартирные дома и возникла мода на дачи, но в условиях товарного дефицита в продаже не было многих необходимых для обустройства жилья предметов, в том числе мебели и сантехники. Журнал «Сделай сам» публиковал подробные инструкции, как построить колодец, сложить печь, отремонтировать квартиру или научиться делать мебель.

Самоделки увлекли и детей: на ТВ появилась передача «Умелые руки», где раз в месяц младшеклассники под руководством ведущих осваивали технику папье-маше и изготавливали поделки из спичечных коробков, скорлупы грецкого ореха и других подручных материалов.

Один из выпусков передачи «Умелые руки». Источник: https://vimeo.com/226461114
Один из выпусков передачи «Умелые руки». Источник: https://vimeo.com/226461114

Журнал «Юный техник» стал популярен благодаря приложению «Для умелых рук», в котором рассказывалось, как подростки могут сделать что-то сами, — от барометра из сосновой шишки до мопеда и даже компьютера. Редакции можно было предложить свои изобретения — они выходили в рубрике «Патентное бюро». «Юный техник» даже помогал их авторам получать патенты.

«Юный техник» в 1988 году рассказывал, как смастерить сноуборд из куска березовой древесины или обычной фанеры. Источник: http://jt-arxiv.narod.ru/utpril88.html
«Юный техник» в 1988 году рассказывал, как смастерить сноуборд из куска березовой древесины или обычной фанеры. Источник: http://jt-arxiv.narod.ru/utpril88.html
-6

Александр Фин, главный редактор журнала «Юный техник» (в 1982–2002 годах занимал должности литературного сотрудника и ответственного секретаря), о его читателях:

«Об интересе к журналу можно было судить по его тиражам. В 1956 году тираж составлял сотни тысяч экземпляров, а к середине 1980-х превысил 2,2 миллиона. Дети старались не отставать от взрослых и делились с журналом своими идеями самоделок. Специально для них была открыта рубрика „Патентное бюро ‘ЮТ’”. Как-то раз мальчик прислал идею детских резиновых сапог с нанесенной на голенища линейкой, чтобы можно было измерять глубину луж. Мне это показалось гениальным».

К началу 90-х годов дефицит удалось изжить, но возникла другая проблема: население осталось без сбережений и со смутными финансовыми перспективами. Тут на помощь снова пришел DIY: в 1992 году в передаче «Пока все дома» вышла легендарная рубрика «Очумелые ручки», в которой инженер-электрик и изобретатель Андрей Бахметьев, случайно попавший на телевидение, каждое воскресенье показывал зрителям, что можно сделать из вторсырья.

Ведущие «Пока все дома» Андрей Бахметьев и Тимур Кизяков демонстрируют переноску для хомяка, сделанную из пластиковой бутылки. Источник: https://youtu.be/oYSbv1DlgCI
Ведущие «Пока все дома» Андрей Бахметьев и Тимур Кизяков демонстрируют переноску для хомяка, сделанную из пластиковой бутылки. Источник: https://youtu.be/oYSbv1DlgCI

DIY в эпоху интернета: «Ярмарка мастеров», Ютуб и соцсети

В 2006 году открылась «Ярмарка мастеров» — онлайн-платформа, на которой хендмейдеры могли продавать свои товары. Сервис помог мастерам выйти на широкую аудиторию: согласно данным на 2020 год, ежемесячно на «Ярмарке» хендмейд покупают 8,5 миллиона человек.

В конце 2000-х на Ютубе появились первые русскоязычные видеоблоги в формате DIY. Набрав аудиторию, блогеры начали искать способы заработка: издавать книги, продавать мастер-классы, делать совместные проекты с брендами. Стася Мар создала ютуб-канал в 2014 году, в 18 лет, и быстро снискала репутацию мастера слаймов: сегодня у нее больше трех миллионов подписчиков, а ее книги с инструкциями выходят регулярно с 2017 года.

Источник: интернет-магазин «Лабиринт»
Источник: интернет-магазин «Лабиринт»
-9

Оксана Матяш, автор одноименного ютуб-канала о домашнем декоре (185 тысяч подписчиков), о том, как оставила работу на ТВ ради канала на Ютубе:

«В детстве я шила одежду для кукол, смастерила им дом из коробок — у нас не было денег, чтобы купить настоящий. В 20 лет увлеклась полимерной глиной, потом валянием из шерсти. Как-то меня пригласили рассказать об этом в интервью на ТВ, а потом предложили вести рубрику о DIY. С работы на ТВ я ушла на Ютуб. Сейчас это моя основная работа, получаю за просмотры до 300 долларов в месяц. От рекламных предложений отказываюсь, хоть это и сулит хорошие деньги; рекламирую только то, чем пользуюсь сама».

К середине 2010-х, когда Инстаграм, Фейсбук, «Вконтакте», Одноклассники стали предлагать примерно одинаковые инструменты для ведения блогов (публикацию видео, верстку статей, платное продвижение), DIY-блоги появились и в соцсетях.

-10

Дзен-блогер Елена Родионова (канал «Золотые ручки», 30,2 тысячи подписчиков, 1,58 миллиона аудитория) о том, почему формат «сделай сам» привлекает внимание:

«Я пришла на Ютуб довольно поздно, в 2016 году, но, несмотря на конкуренцию, быстро набрала аудиторию. Так же получилось и в Дзене: зритель тонко чувствует, когда ты увлечен тем, что делаешь. Канал в Дзене приносит мне 15–25 тысяч рублей в месяц. Кроме заработка, это дает мне возможность для самореализации: подписчики всегда подсказывают, что им хочется увидеть в моем исполнении, я стараюсь их удивить и заодно расширяю свой кругозор».

Не остался в стороне и TikTok: количество просмотров видео с хештегом «сделайсам» в этой соцсети превысило 500 миллионов: дети снимают, как делают слаймы, подростки придумывают, как из старой вещи сделать модную, мамы в декрете учат, как создавать декор.

Вокруг людей, создающих вещи своими руками, возникает культурная среда: например, в прошлом году интернет-магазин «ВсеИнструменты.ру» учредил первую в России DIY-премию. С блогерами стремятся сотрудничать и бренды, что неудивительно: в своих постах авторы часто показывают используемые инструменты и материалы.

Шпатель для создания текстуры дерева на гипсокартоне, напечатанный на 3D-принтере. Автор — Павел Тихонов
Шпатель для создания текстуры дерева на гипсокартоне, напечатанный на 3D-принтере. Автор — Павел Тихонов
-12

Дзен-блогер Павел Тихонов (канал «Мастер Сергеич», 202 тысяч подписчиков, 5,7 миллиона аудитория) о том, почему он пришел в Дзен из Ютуба и как зарабатывает на блоге:

«Я завел блог в Дзене около трех лет назад, чтобы помочь своему ютуб-каналу быстрее развиваться. Рукоделие в России было популярно всегда, но благодаря интернету у рукастых людей появилась возможность делиться своими работами с миром. Блог — один из основных источников заработка: доход приносит встроенная реклама».

«Сделай сам» — 2020: новое — хорошо забытое старое

Во время пандемии, когда все оказались взаперти, на помощь пришли «рукастые люди»: альтернативой сериалам стали разнообразные мастер-классы, по которым за один вечер можно сделать своими руками что-то красивое и полезное. Многие в период карантина решили заняться обустройством дома и дачи, это привело к ощутимому росту продаж DIY-товаров в российских интернет-магазинах: на 50–200 % от уровня 2019 года.

Всплеск интереса к DIY-тематике обусловлен не только снижением платежеспособности населения (во втором квартале 2020 года впервые за 20 лет доходы упали на рекордные 8 %). Вносит свой вклад и тренд на осознанное потребление: например, мода на апсайклинг, когда гардероб обновляют за счет починки старой одежды, а вещи делают из подручных материалов. Это не только экономно, но и экологично: из старых джинсов можно сшить юбку или сумку, сделать брошь или чехол для смартфона. А еще, как отмечают психологи, у DIY есть выраженный терапевтический эффект: даже если ты сам ничего не мастеришь, ролики, в которых на твоих глазах буквально из ничего возникает отличная новая вещь, можно смотреть бесконечно.

Подготовила Юлия Иванова