Найти тему
Статьяны

Майдан и Антимайдан по-румынски. Что было после Чаушеску?

Средний россиянин как правило что-то смутно знает, что был такой диктатор в Румынии с фамилией Чаушеску, которого в один прекрасный момент неблагодарный народ сверг и, недолго думая, расстрелял. О том, что последующие события также были крайне интересными, знают уже меньше.

Придя в себя от крайней степени удивления в 1990 году, румыны обнаружили, что от роспуска и запрета компартии в Румынии не так уж много поменялось в плане лиц в телевизоре. По факту, правящая организация сменила вывеску и стала называться Фронтом национального спасения. Больше всему этому открытию возмутилась, как принято, прогрессивная интеллигенция. Старые диссиденты вместе с политически подкованными студентами вышли на площадь около Бухарестского университета и устроили массовые народные гуляния с лозунгами люстрации бывших членов РКП. Так сказать, никакой свободы врагам свободы. Среди порожденных теми событиями мемов наиболее запоминающейся осталась задорная частушка со словами «Mai bine mort, decât comunist» («Лучше быть мертвым, чем коммунистом»).

Протесты интеллигентов
Протесты интеллигентов

Президент Румынии Ион Илиеску (который, кстати, в свое время был личным другом самого Чаушеску) немного прифигел от такого и стал думать, что ему делать. Он решил не кричать «Астанавитесь!», а проявил смекалку. Из сурового шахтёрского края на юго-западе Румынии он заказал доставку в Бухарест нескольких тысяч голодных и злых шахтеров. Шахтеры пылали классовой ненавистью по отношению к либеральным интеллигентам на площади. Интеллигенты отвечали взаимностью. Но у шахтеров были с собой кирки и арматура – важное преимущество в дискуссиях на политические темы.

Протесты шахтёров
Протесты шахтёров

После двух дней кровавой бани на улицах Бухареста, шахтеров, которые уж сильно увлеклись разгоном майдана, властям удалось успокоить (одной из успокоительных мер, кстати, была возможность бесплатно наблюдать футбольный матч Румыния-Камерун). Опасность майдана для Илиеску миновала. Но президент Румынии не учел один фактор. Шахтёрам понравилось кататься в столицу. Шахтеры в таком же формате совершили еще несколько визитов в столицу и в следующие разы объектом их ненависти стала неолиберальная политика самого Илиеску. Всего «минериад» (по-румынски «шахтёр» - “miner”) было шесть. И успокоился этот весь праздник только к концу лихих румынских 90-х. Да и шахты к тому времени, как обычно принято при успешных рыночных реформах, массово позакрывали.

Pavel Pereverzev

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц