Найти тему
Moda Aeterna

История одной вещи – платье «Mondrian dress» Yves Saint Laurent

В рубрике «История одной вещи» я буду рассказывать о легендарных нарядах, вошедших в историю моды.

Платье «Mondrian dress» авторства знаменитого французского кутюрье Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) было представлено публике в рамках показа Осень-Зима 1965-1966 гг. в Париже.

То самое платье. Источник фото - https://tr.pinterest.com/pin/200058408417661185/
То самое платье. Источник фото - https://tr.pinterest.com/pin/200058408417661185/

Основу коллекции составили платья с минималистичным дизайном: прямые и трапециевидные силуэты, длина мини, отсутствие воротника и рукавов. Одежда была пошита из джерси, плотного трикотажа на основе шерстяной нити, благодаря этому платья хорошо сохраняли форму. Но то, что выделяло эти платья на фоне работ остальных модных домов, это декор из крупных цветных блоков и широких чёрных линий. Если рассмотреть платья ближе, то можно заметить, что этот геометрический узор – не принт, платья мастерски сшиты из отдельных цветных лоскутов.

Работа над коллекцией шла совместно со знаменитым французским дизайнером обуви – Роже Вивье. Специально для этой коллекции он создал чёрные туфли на низком каблуке с квадратным носом, украшенные квадратной серебристой пряжкой из металла.

Показ произвёл настоящий фурор в модном сообществе. Критики сразу же уловили в платьях Сен-Лорана влияние творчества Пита Мондриана. Кутюрье тонко прочувствовал эстетику работ художника, благодаря чему ему удалось создать новое произведение абстрактного искусства, но не на холсте, а на ткани. В сентябре 1965 года Harper's Bazaar охарактеризовал коллекцию как «зарождающуюся абстракцию, одежду будущего, чётко определённую белым джерси, идеально пропорциональную для подчёркивания силуэта»[1]. Цитата из Le Journal de Paris 1965 года: «Достижение Сен-Лорана в том, что он создал совершенно новый силуэт, используя старые принципы»[2].

«…Я никогда не учился рисовать и знаю, что рисую неважно, просто я выразителен. Хотя мне хотелось бы быть и художником.» — ( Ив Сен-Лоран, «О себе»). Ив Сен-Лоран очень любил искусство, неоднократно он черпал вдохновение в живописи, при создании своих работ. Основным источником вдохновения для коллекции Осень-Зима 1965-1966 послужили работы знаменитого нидерландского художника Пита Мондриана, творившего в начале XX века. По признанию кутюрье, именно у Мондриана он научился «лаконичности и балансу»[1].

Мондриан наряду с Малевичем и Кандинским был одним из основателей абстрактной живописи и внёс неоценимый вклад в развитие искусства ХХ века. Кроме непосредственно живописи, творчество Пита Мондриана оказало влияние также на архитектуру, дизайн интерьеров и мебели. Сам художник называл изобретённым им стиль – Нео-Пластицизм. В основе эстетической теории этого направления лежал полный отказ от изображения деталей, чтобы добиться того, что Мондриан называл «чистой пластической реальностью». В этой нефигуративной живописи допускалось применение только горизонтальных и вертикальных линий, которые должны были пересекаться под прямым углом, образуя голые плоскости, заполненные основными цветами спектра (красный, жёлтый, синий).

Пит Мондриан «Composition with blue, red, yellow, and black», 1922 г. Масло, холст. Источник фото - https://artchive.ru/en/pietmondrian/works/386900~Composition_with_blue_red_yellow_and_black
Пит Мондриан «Composition with blue, red, yellow, and black», 1922 г. Масло, холст. Источник фото - https://artchive.ru/en/pietmondrian/works/386900~Composition_with_blue_red_yellow_and_black

Но вернёмся к коллекции Yves Saint Laurent Осень-Зима 1965-1966 гг. Показ произвёл настоящий фурор в модном сообществе. Критики сразу же уловили в платьях Сен-Лорана влияние творчества Пита Мондриана. Кутюрье тонко прочувствовал эстетику работ художника, благодаря чему ему удалось создать новое произведение абстрактного искусства, но не на холсте, а на ткани. В сентябре 1965 года Harper's Bazaar охарактеризовал коллекцию как «зарождающуюся абстракцию, одежду будущего, чётко определённую белым джерси, идеально пропорциональную для подчёркивания силуэта»[1]. Цитата из Le Journal de Paris 1965 года: «Достижение Сен-Лорана в том, что он создал совершенно новый силуэт, используя старые принципы»[2].

Впервые платье «Mondrian dress» появились на обложке французского «Vogue» в сентябре 1965 года, после чего оно моментально стало желанным предметом гардероба всех модниц и навсегда вошло в историю моды. Ниже делюсь фотографиями из фотосессий тех лет, в которых использовались платья из коллекции Yves Saint Laurent Осень-Зима 1965-1966.

Благодаря обращению к абстрактной живописи, которая в 60-е снова была популярна среди молодёжи, Модному Дому удалось привлечь к себе внимание новой, молодой аудитории. Это принесло коллекции коммерческий успех. Однако были и негативные последствия успеха – рынок моментально заполнился миллионами подделок этих платьев.

Интересно, что Ив Сен-Лоран не был первым, кто вдохновился творчеством Пита Мондриана. В 1930-х годах Hermès выпустили линейку сумок и чемоданов, вдохновлённую работами Мондриана. Изделия были декорированы аппликациями из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. Автором коллекции была французский модельер Лола Прусак. К сожалению, фото коллекции не сохранилось.

Итальянский дизайнер Франко Москино в коллекции Moschino Весна-Лето 1993 года сделал оммаж коллекции Yves Saint Laurent 1965 года:

Источник фото - https://tr.pinterest.com/pin/230528074664915932/
Источник фото - https://tr.pinterest.com/pin/230528074664915932/

В заключении хочется отметить то, что успех коллекции Yves Saint Laurent Осень-Зима 1965-1966 привлёк внимание к творчеству Пита Мондриана. Творчество художника вновь стало популярным!

P.S. Подписывайтесь на мой канал Moda Aeterna, где я буду регулярно делиться модными находками и интересными фактами об истории моды!

Копирование материалов без разрешения автора запрещено.

[1] Ив Сен Лоран глазами Ива Сен Лорана. — Эршер, 1986. — 224 с.

[2] Гузенко, Наталья. Сен-Лоран и Мондриан. Музей Ива Сен-Лорана об одной революции в моде и искусстве. amuse-a-muse.com (8 марта 2019).

[1] Гузенко, Наталья. Сен-Лоран и Мондриан. Музей Ива Сен-Лорана об одной революции в моде и искусстве. amuse-a-muse.com (8 марта 2019).